Вспомнила о том, что 5 октября - день смерти патриарха советской научной фантастики Ивана Антоновича Ефремова, который, как мне кажется, был самым великим предсказателем ХХ века.
Хочу напомнить пророчество Ивана Антоновича Ефремова из его письма к друзьям, написанное в 1969 году:
"Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени.
Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны.
Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.
Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности.
Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения.
Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей?
Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет,
а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры,
основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке.
Призрак Торманса все увереннее материализуется на Земле.
И станет ли наша планета миром инферно - зависит в том числе и от нас".
_________________ "... Звон колокольный здесь будит солнце
Что ж не сидится, что ж нам неймется?
Наша дурная башка будто вечный движок.
И нет покоя дорогам от наших сапог."
Теория Инферно Ивана Ефремова: коллапс коммунизма в атеизме
Исследователи творчества и наследия великого И.А. Ефремова подчёркивают: «чуть ли не главное открытие в плане понимания сути социальных процессов – теория Инферно».
Теория, что и говорить, «очень своевременная» для кошмаров сегодняшнего дня, очень важная, глубокая, но…
«Отчего-то» (атеисты не понимают, отчего) «эту самую теорию сам Иван Антонович явно полностью нигде не сформулировал». Выводится, чаще всего предположение, что ему времени не хватило.
Подчёркивается, что "Час Быка" Ефремов писал уже тяжело больным, на краю могилы, и вот «не успел», какая досада!
Между тем «Час Быка» Ефремов дописал (вполне себе завершённый роман), и там приведены основные идеи его теории.
Но как пишет сам Ефремов, " не теории, а свода статистических наблюдений на нашей Земле над стихийными законами жизни и особенно человеческого общества".
Ефремов скромничал: он понимал, что до теории в "строгой форме" ему еще далеко.
+++
Первоначально идея "теории Инферно" пришла к Ефремову - судя по всему - во время занятия палеонтологией.
Что не удивительно: автор ее был одной из главных величин в данной науке.
"...Каждый вид животного был приспособлен к определенным условиям жизни, экологической нише, как назвали ее биологи еще в древности. Приспособление замыкало выход из ниши,
создавая отдельный очаг инферно, пока вид не размножался настолько, что более не мог существовать в перенаселенной нише. Чем совершеннее было приспособление, чем больше
преуспевали отдельные виды, тем страшнее наступала расплата. Загорались и гасли разные участки глобуса, мелькали картины страшной эволюции животного мира.
Многотысячные скопища крокодилообразных земноводных, копошившихся в липком иле в болотах и лагунах; озерки, переполненные саламандрами, змеевидными и ящеровидными тварями,
погибавшими миллионами в бессмысленной борьбе за существование. Черепахи, исполинские динозавры, морские чудовища, корчившиеся в отравленных разложением бухтах,
издыхавшие на истощенных бескормицей берегах...
... появились миллионы птиц, затем гигантские стада зверей. Неизбежно росло развитие мозга и чувств, все сильнее становился страх смерти, забота о потомстве, все ощутительнее страдания пожираемых травоядных,
в темном мироощущении которых огромные хищники должны были представлять подобие демонов и дьяволов, созданных впоследствии воображением человека. И царственная мощь, великолепные зубы и когти,
восхищавшие своей первобытной красотой, имели лишь одно назначение – рвать, терзать живую плоть, дробить кости." (На самом деле данный текст - это не просто "художественная гипербола", а прямой пересказ т.н. "тафономии" -
области палеонтологии, которая изучает образование захоронений.) Ну, и итог этого "природного великолепия" очевиден: "...И никто и ничто не могло помочь, нельзя было покинуть тот замкнутый круг инфернальности,
болото, степь или лес, в котором животное появилось на свет в слепом инстинкте размножения и сохранения вида…" То есть, пресловутая "естественная красота" - это, прежде всего, бесконечная гибель, бесконечное страдание,
бесконечное "трепетание" живого существа между определяющими его жизнь противоречивыми требования тех узких экологических ниш, в коих оно существует. Иного в природе не дано.
Но приходит время - и именно эти гекатомбы страданий порождают человеческий разум. Который может подняться над природной необходимостью - и над ее (природы) механизмами "тупого отбора".
Однако и этот момент оказывается не столь однозначным. Потому, что за эту самую возможность - о которой будет сказано чуть ниже - приходится дорого платить: "...человек, с его сильными чувствами, памятью, умением понимать будущее,
вскоре осознал, что, как и все земные твари, он приговорен от рождения к смерти. Вопрос лишь в сроке исполнения и том количестве страдания, какое выпадет на долю именно этого индивида. И чем выше, чище, благороднее человек,
тем большая мера страдания будет ему отпущена «щедрой» природой и общественным бытием..."
И так будет продолжаться до тех пор, пока "...мудрость людей, объединившихся в титанических усилиях, не оборвет этой игры слепых стихийных сил, продолжающейся уже миллиарды лет в гигантском общем инферно планеты…"
То есть, пока люди не поймут изначальную суть "естественности", состоящую в том, чтобы бесконечно "бросать кости" в виду человеческих (в данном случае) жизней, обрекая людей на страдания и смерть, и не начнут строить
свой "искусственный" мир построенный на совершенно иных принципах. В том числе и тех, которые "высвечивает" ефремовская теория.
Например, это - то, что можно назвать "направленностью эволюции", которая в своих изначально хаотических "бросках" тем не менее, развивается по вполне определенным законам. Которые можно прекрасно увидеть и сформулировать -
чем, собственно, и занимаются палеонтологи. Да, именно так: на огромном материале квадриллионов живших когда-то существ они вывели то, что можно назвать "церебрализацией" или увеличением головного мозга.
(От изначально "безмозглых" бактерий к человеку.) Почему? Да потому, объясняет Ефремов, что именно данный биологический механизм позволяет живому существу как можно "точнее" подстраиваться под сложные границы
экологических ниш, получая невероятную ранее "автономность" от окружающей среды.
Иначе говоря: разумное существо может "предсказывать мир" - то есть, предугадывать его изменения, а не только "реактивно" отзываться на его изменения. Понятно, что подобный путь крайне затратен в энергетическом плане:
мозг - тем более, развитой - самый "прожорливый" орган. Но указанный момент стоит этого: существо с развитым интеллектом может позволить себе много менее "конкретную биологическую настройку" на реальность, и тем самым
много меньшие физические страдания из-за невозможности покинуть переполненную нишу. (Но большие страдания "психологические".)
Человек закономерно венчает подобный процесс: от "проторазума", от разнообразных условных рефлексов, формирующих поведения млекопитающего, он переходит к "подлинному разуму", начиная не просто "непроизвольно"
моделировать реальность, а волевым решением создавать себе нужные модели. (Собственно, все эти магии и религии - то самое.) Которые становятся все сложнее и сложнее, многоуровневнее и вариативнее - что позволяет
многократно увеличивать экологические ниши. (Скажем, переход к сельскому хозяйству - производящей экономике - развитие промышленного производств, энергетики и т.д.) Собственно, все это позволяет начать преодолевать
"то самое естественное проклятие" в виде указанной выше опасности постоянного вымирания.
Но - опять же - за снижение "природного Инферно" приходится расплачиваться ростом инферно "психологического": в сложных моделях, разумеется, будут "области смерти" - и они будут приняты психикой за реальные,
приводят к известным страданиям. Но и это еще не все: вместо "природных" источников Инферно в сложно устроенных обществах возникают социальные. Которые проистекают, в общем-то, из того же "источника":
из механизма "случайного отбора", формирующего теперь иже не биологические, а социальные системы. Все эти древние деспотии, возникшие, в общем-то, случайно - указанные выше магии и религии были слишком слабы для того,
чтобы промоделировать подобные вещи. Все эти рабовладельческие, феодальные "машины угнетения", и наконец, вершина "общества случая": капиталистические государства. (С опасностью перехода к откровенному фашизму - "высшей форме" капитализма).
Все это - не случайность, а закономерный процесс развития "мира разума", поскольку иначе, как через случайный отбор на том уровне развития строить общества было невозможно. (Так же, как в "дочеловеческое время"
нельзя было заполнять экологические ниши иначе, как через случайный отбор биологический.) Но пришло время - и все переменилось и тут. Потому, что накопление знаний и развитие "процесса моделирования реальности" -
которое стало называться наукой - привело, наконец, к тому, что и в социальной сфере стало возможным отойти от "диктатуры случая". И перейти к тому, что Ефремов именовал "сознательным общественным устройством" - то есть,
грамотному проектированию общественных механизмов в зависимости от стоящих перед ними задач.
Собственно, именно это Ефремов и рассматривает, как начало перехода к коммунизму - к общественному устройству, которое должно устранить все наличествующие в современном мире источники социальных страданий.
(И не только их - но об этом будет уже отдельно.) К тому самому обществу, которое описано в "Туманности Андромеды", а так "Сердце Змеи" и "Часы Быка" (в виде общества Земли). И которое реально может быть построено в нашем мире -
и даже строилось до тех пор, пока катастрофические ошибки, вытекающие из непонимания сути социальной эволюции, не смогли остановить данное строительство.
Именно остановить, потому, что в реальности обращение социальных процессов невозможно. (То есть, даже при большом желании "вернуться в прошлое не получится" - и этому есть множество доказательств.)
Но понятно, что данный момент так же должен рассматриваться уже в отдельном посте. Тут же, завершая сказанное выше, можно только сказать, что указанная концепция ("теория Инферно")
позволяет понять ряд очень важных историческим моментов, "незаметных" или "малозаметных" в других теориях общественного развития.
+++
То есть, если мы посмотрим на теорию Ефремова вооружённым взглядом, с позиции ОТЦ (Общей Теории Цивилизации, продвигаемой нашей газетой), то без труда, сразу же обнаружим мотивы «отлучённости» и «возврата».
Именно поэтому атеист Ефремов и находит для себя сугубо-религиозный термин «Инферно». Всё время получается так, что человек от чего-то отлучён, и должен это обрести, вопреки всем помехам, стоящим на его пути «туда».
И главный вопрос – почему человеку нужно именно «туда», а не в другое место?
Почему вообще созданное биосферой называется «Инферно» (адом), а не «нормой»? Отталкивание от социал-дарвинизма для человека, сложившегося в рамках христианской цивилизации вполне понятно, но ведь речь идёт о человеке,
сформировавшемся именно в ней, а не где-то ещё.
Ефремов очевидным образом хочет навязать слепой и бессмысленной, случайной эволюции нравственные нормы из совершенно другой среды. Которые слепому эволюционизму не только не нужны, но даже внутри него и необъяснимы, нелепы.
Как говорил морлок герою Уэллса (в экранизации «Машины времени») – «кто ты такой, чтобы протестовать против 60 млн лет эволюции?!».
+++
Говоря кратко, грубым современным языком – Ефремов осознаёт, что цивилизованному человеку без Бога – жопа. И надо как-то выскользнуть из этой бездонной жопы (Инферно) – но так, чтобы, не дай Бог, не возродить идею Бога…
Голливуд на такое ответил кинолентой «Миссия невыполнима».
Если ты хочешь вылезти из жопы Инферно – то выбирайся тем путём, который есть. Не нужно фантазировать о каком-то «другом пути», которого, во-первых, просто нет, а во-вторых – к чему эта вычурная экзотичность мысли?
Тебя предлагают вывезти из «зоны Смерти» на автобусе, и уже дверцы открыли – мол, заходи, садись… А ты говоришь – «нет, я буду ждать пепелаца!». Пока пепелац не прилетит – с места не сдвинусь! А он и не думает к тебе лететь,
ибо его и нет вовсе в области объективной реальности…
Сам Ефремов в 1972 году пишет коллеге, Э. К. Олсону (американский зоолог, геолог и палеонтолог, профессор, зав.кафедрой биологии Калифорнийского университета) следующее:
«Некомпетентность, леность и шаловливость "мальчиков" и "девочек" в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это "взрывом безнравственности", и это мне кажется гораздо опаснее ядерной войны.
Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.
Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать,
что разрушение носит характер саморазрушения.
Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время,
как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко
распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».
Проще говоря, пепелац не прилетел. Какая неожиданность! Самая точная и детальная диагностика социальных язв и уродств в атеизме упирается в вопрос – «а чем это плохо?».
Можно очень качественно расписать дорогу до рая, составить самый подробный туда маршрут (что СССР в материально-технической сфере и сделал) – но бесноватые в рай не пойдут.
И не потому, что от них злобно скрыли маршрут – а просто им туда не надо. Или, что то же самое – надо не туда.
Раз уж мы говорим о писателях, то приведём и такую цитату (относящуюся к 1990-му году):
« -… Мы никогда богато не жили!
- Да полно жеманиться, что для вас «богатая жизнь»? Банкет Рокфеллера, юбилеи Ротшильдов?! Не только ваши деды, но даже и ваши отцы в кашу клали то, чем вы ботинки смазываете, но вам всё равно «долго и мало»…
А знаете, почему? БЕСНОВАТЫЕ СЫТЫ НЕ БЫВАЮТ»… (выделено нами, ЭиМ)
Это из повести А. Леонидова «Певчий Кенарь». Что называется, и подтверждение и критика теории «Инферно» в одном флаконе…
Виктор Ханов, литературовед[1] , команда ЭиМ
------------------------------------------------
Взято Тут _________________ "... Звон колокольный здесь будит солнце
Что ж не сидится, что ж нам неймется?
Наша дурная башка будто вечный движок.
И нет покоя дорогам от наших сапог."
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы