Форум Иара Эльтерруса
Текущее время Чт, 28 Мар, 2024 15:30

C Днем Космонавтики 12 Апреля!
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Ответить на тему    Список форумов Ветер Фантазии -> Поздравления
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Автор Сообщение
user1
Первый Кардинал


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 21.01.2006
Сообщения: 4194
Откуда: Россия


СообщениеДобавлено: Пн, 13 Апр, 2009 20:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добровольский, Волков, Пацаев - это "Союз-11".Они задохнулись при спуске от разгерметизации кабины.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
user1
Первый Кардинал


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 21.01.2006
Сообщения: 4194
Откуда: Россия


СообщениеДобавлено: Пн, 13 Апр, 2009 20:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Zoran,ты чего нас путаешь?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
X-FIRE
Юный историк
Юный историк

Возраст: 26
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 18.03.2009
Сообщения: 1249


СообщениеДобавлено: Пн, 13 Апр, 2009 20:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Именно после этого случая, если не ошибаюсь, стало обязательным ходить всё время в скафандрах при взлёте и спуске....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Zoran
Злыдень от истории


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 08.02.2008
Сообщения: 1642


СообщениеДобавлено: Пн, 13 Апр, 2009 20:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

19 апреля 1971 года в СССР запустили в космос первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют-1». История этой станции полна драматизма. Началось с того, что, когда ее вывели на орбиту, не открылся отсек с научной аппаратурой, где были солнечный телескоп и другие астрофизические приборы. Отсек так и остался заблокированным.

Далее предстояло отработать технику стыковки станции и транспортного корабля «Союз». Первый такой полет прошел 23 апреля 1971 года. В. Шаталов, А. Елисеев и Н. Рукавишников на корабле «Союз-10» причалили к станции, но через пять с половиной часов совместного полета аппараты пришлось развести: из-за неполадок в стыковочном узле перейти на борт «Салюта» космонавтам не удалось, они возвратились на Землю.

Наступила очередь следующего экипажа - А. Леонова, В. Кубасова и П. Колодина. Их дублерами стали Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев. В мае 1971 года подготовка экипажей к полету, продолжительность которого должна была превзойти знаменитый 18-суточный полет А. Николаева и В. Севастьянова, подошла к концу. Все складывалось удачно: космонавты уехали на Байконур, «обживали» транспортный корабль и корабль реальный.

За трое суток до старта экипажам предстояло пройти предполетное медобследование. И вот здесь случилось неожиданное: у Кубасова врачи обнаружили небольшой воспалительный очаг в легких. Космонавт чувствовал себя нормально, не жаловался, поэтому вердикт медиков встретил в штыки - ведь он шел в основном экипаже и уже «чувствовал» старт, а теперь его, по сути, отстранили от полета.

Доклад врачей председатель Государственной комиссии Керим Керимов выслушал, мягко говоря, без восторга: отстранение одного космонавта от полета означало по неписаным правилам замену всего экипажа, а это в свою очередь влекло за собой целый комплекс работ по кораблю, уже подготовленному для основного экипажа. Раздосадован был и А. Леонов; он требовал, чтобы вместо бортинженера Кубасова летел бортинженер Волков. Однако с ним не согласился главный конструктор Мишин. Наконец приняли решение, что полетят дублеры - Добровольский, Волков, Пацаев.

По словам Веры Александровны Пацаевой, ее муж очень обрадовался, узнав, что летит на станцию. «Он страшно хотел побывать в космосе. Но их экипаж был основным на второй полет на станцию «Салют», и на этой почве с Волковым имелись разногласия. Ведь Владислав уже имел за плечами полет, писал книгу о нем и не хотел спешить».

Примерно за полгода до этого Владислав Волков и Виктор Пацаев вместе с женами и детьми отдыхали вместе в пансионате на Истре. Вера Александровна вспоминает, как однажды они засиделись до позднего вечера, разоткровенничались, и Владислав признался: «Я рад, что не полечу на первую станцию». - «Почему?» - удивилась Пацаева. «Мне было предсказание, что я погибну», - ответил он.

5 июня 1971 года, накануне полета, на традиционной встрече со стартовой командой космодрома (многие традиции, как и эта, были заложены еще С.П. Королевым с первых полетов в космос) выступил командир корабля Добровольский. Экипаж А. Леонова занял позицию дублеров. Отдадим должное байконуровцам: за трое суток до старта они сумели провести весь комплекс работ под новый экипаж.

6 июня: краткий рапорт командира - и вот уже космонавты показались на верхней площадке ферм обслуживания. Последние, прощальные взмахи рук; последние взгляды на Землю перед стартом. «Союз-11» стартовал точно в назначенное время -- в 7.55.

Через сутки Добровольский, Волков и Пацаев, уже на «Салюте», приступили к выполнению программы. А она увлекала: впервые экипаж создавал, по сути, орбитальную лабораторию длительного действия. Тем более что главная задача - автоматическое сближение со станцией «Салют-1», стыковка и переход экипажа в орбитальную станцию - уже была выполнена.

Экипажу не суждено было рассказать о своем полете. Но сохранившиеся документы позволяют воссоздать день за днем события и саму атмосферу звездного рейса. За привычными «Все отлично», «На борту полный порядок», неизменно звучавшими в радио- и телерепортажах с орбиты, стоял изнурительный труд, порой на грани возможного.

Космонавты выполнили насыщенную программу научных, военных, медицинских и технических экспериментов. Вместе с тем, как писали потом, в экипаже что-то не сложилось. В блокноте Добровольского, в частности, нашли запись: «Если это совместимость - то что же такое несовместимость?» Правда, командир сделал ее в первую и самую трудную неделю пребывания на станции: экстремальные условия невесомости, надоедливые посторонние запахи на борту еще не обжитой станции, расписанная буквально по минутам программа... Космонавты работали круглосуточно, «по сменам». И перенапряжение тех дней, видимо, сказалось.

Не обошлось и без происшествий. На орбитальной станции случился пожар - загорелись силовые кабели, повалил едкий дым. Космонавты едва успели перейти в спускаемый аппарат и уже готовились к срочной эвакуации.

«У Добровольского был замечательный характер: он все умел перевести в шутку, -- говорит В. Пацаева. - Наверное, не все знают, что на борту станции «Салют» случилось ЧП - загорелась проводка. Тогда Волков передал сообщение на Землю: у них пожар, и они будут спускаться. Георгий не стал спорить, хотя вместе с Витей продолжал искать причину огня. В конце концов они ее нашли и устранили. Полет продолжился».

К концу 29 июня все готово к возвращению на Землю; экипаж поздравили с успешным выполнением программы. После контрольных проверок герметизации спускаемого аппарата перед расстыковкой «Союз-11» получил добро на «отчаливание» от станции. В 21.28 по московскому времени «Союз» отстыковался от «Салюта».

Фрагменты некоторых сеансов связи земли (позывной «Заря») с экипажем (позывной «Янтарь») впервые опубликованы на страницах «Правительственного вестника»:

«30 июня. «Заря»: «Янтарям» -- всем; от расстыковки до посадки обязательно непрерывно ведите репортаж о самочувствии и о результатах наблюдений. Непрерывно -- репортаж. Поняли?
«Янтарь-2» (В. Волков): Поняли, поняли... Вижу дождь, дождь вижу! Отлично видел. Блестит.
«Заря»: Запишите время -- 01.47.27.
«Янтарь-2»: Пока Земли не видно, пока не видно.
«Заря»: Как идет ориентация?
«Янтарь-2»: Мы увидели Землю, увидели!
«Заря»: Хорошо, не торопись.
«Янтарь-2»: «Заря», я «Янтарь-2». Начали ориентацию. Справа висит дождь.
«Янтарь-2»: Здорово летит, красиво!
«Янтарь-3» (В. Пацаев): «Заря», я -- третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
«Заря»: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию -- ноль -- сто восемьдесят градусов.
«Янтарь-2»: Ноль -- сто восемьдесят градусов.
«Заря»: Правильно поняли.
«Янтарь-2»: Горит транспарант «Спуск».
«Заря»: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»

Полет еще продолжался.

Тридцатого июня, в 1.35, после ориентации «Союза» включена тормозная двигательная установка. Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты. После аэродинамического торможения в атмосфере нормально раскрылся парашют, сработали двигатели мягкой посадки, спускаемый аппарат плавно приземлился в степи Центрального Казахстана, западнее горы Мунлы.

Приборы измерительного комплекса бесстрастно зарегистрировали продолжительность экспедиции - 23 дня, 18 часов, 21 минута, 43 секунды. Новый мировой рекорд.

Рассказывает врач Анатолий Лебедев, работавший тогда в Центре подготовки космонавтов: «30 июня, в 1.35, «Союз-11» включил тормозную двигательную установку и начал спуск к Земле. Мы на своем вертолете внимательно вслушивались в радиопереговоры других поисковых групп - кто увидит корабль первым?

Наконец лаконичное: «Вижу! Сопровождаю!» - и взрыв голосов в эфире. Всех голосов, кроме... Да, точно: удивляло одно - никто из экипажей поисковой службы не мог связаться с космонавтами. Мы еще тогда подумали: наверно, строповая антенна не работает, а поэтому и невозможно установить связь с экипажем «Союза».

Наконец и мы, медики, через иллюминаторы вертолета увидели бело-оранжевый купол парашюта корабля, чуть серебристый от восходящего солнца. Мы летели точно к месту посадки.

Бесшумно (для нас!) взбили облако пыли двигатели мягкой посадки «Союза», плавно сникла шелковая «пена» парашютной системы. Мы сели вслед за кораблем, метрах в пятидесяти - ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда - голоса экипажа. А тут - хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и... тишина из корабля.

Мне довелось извлекать из корабля первым его командира - Георгия Добровольского. Я знал, что он сидел на среднем кресле. Не скрою, я его не узнал: космонавты обросли бородами за время полета (были у них сложности с бритьем), да и необычные условия спуска тоже, по-видимому, повлияли на их внешний вид. Вслед за Добровольским мы вынули Пацаева и Волкова.

Волков вообще очень красив, его в Звездном друзья называли Марчелло, в честь Мастроянни, тогдашнего, да и теперешнего кинокумира. Уже позже я с каким-то почти мистическим чувством нашел в домашнем своем «архиве» его записку, - мы играли перед полетом, партию не завершили, и он на листочке бумаги написал: «Вернусь - доиграю». «Вернусь»... Но все это после.

В первые мгновения ничего не понятно; быстрый осмотр тоже не позволил сразу дать заключение о состоянии экипажа: что произошло за секунды радиомолчания, пока шар спускаемого аппарата прошивал атмосферу?! У всех космонавтов практически нормальная температура тела.

Да и, честно сказать, это не то чтобы непонимание, - мысль о трагедии просто ни к кому и близко не подходила в те секунды. Вся наша медицинская бригада развернулась мгновенно. Наличие опытного реаниматолога из Института имени Склифосовского сразу определило характер и средства помощи. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Минута, еще... Генерал Горегляд, руководитель группы поиска и спасения, спросил у меня, помню, коротко: «Ну?!» Впрочем, расшифровывать не надо: ему, Горегляду, что-то нужно сообщать председателю Госкомиссии... Такого еще не было: корабль на Земле, все линии связи работают аж до Кремля, а мы молчим.

А что я мог ответить?! Помню, попросил: «Дайте еще несколько минут врачам». И почему-то добавил: «Для оценки». Мы продолжали работать, используя все, что могли.

Один за другим у корабля приземлялись вертолеты, люди замирали в мучительном ожидании вестей от работающих медиков. Стояла удивительная тишина. Невозможная, абсолютно невозможная для такого момента при нормальной посадке!..

И вновь генерал Горегляд более строго и громко потребовал от меня заключения о состоянии экипажа: «Это необходимо для доклада правительству!» Будто надо повторять!

Я и сейчас не могу забыть минуты, когда моими устами была произнесена фраза, напугавшая меня самого: «Передайте, что экипаж... что экипаж приземлился без признаков жизни!» Это звучало приговором дорогим моим друзьям космонавтам! Кто знал, что именно эта трагическая формула войдет потом в сообщения ТАСС. А ведь еще полтора часа назад мы слышали радиопереговоры экипажа; далее все до самой посадки шло нормально!

Что произошло? Еще задолго до старта специалисты-медики предполагали, что после полета такой продолжительности при спуске могли быть «сложности перенесения перегрузок». Но не такой финал полета. Все медицинские работники продолжали выполнять свои обязанности до появления абсолютных признаков смерти космонавтов...»

Через несколько дней стали известны результаты расшифровки записей «черного ящика». Анализ записей автономного регистратора системы бортовых измерений показал, что с момента отделения бытового отсека - на высоте более 150 километров - давление в спускаемом аппарате стало падать и через 30-40 секунд стало практически нулевым. Спустя 42 секунды после разгерметизации сердца космонавтов остановились.

Слово космонавту Алексею Леонову: «Ошибка была заложена в конструкции. Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека. При монтаже шариковых клапанов монтажники вместо усилия 90 кг закрутили с усилием 60-65 кг. При отстреле орбитального отсека произошла большая перегрузка, которая заставила сработать эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 мм. Через 22 секунды космонавты потеряли сознание».

Клапан, выравнивающий давление в кабине по отношению к внешней атмосфере, был предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, а сработал в вакууме...

Почему клапан открылся? После долгих испытаний и моделирования различных ситуаций комиссия выдвинула версию самопроизвольного открытия, ставшую единственной. На этом расследование, по сути, закончилось.

Давление в кабине космонавтов опустилось практически до нуля за секунды. После трагедии кто-то из начальства высказал мысль: дескать, образовавшееся отверстие в оболочке спускаемого аппарата можно было закрыть... пальцем. Но сделать это не так просто, как кажется. Все трое находились в креслах, пристегнутые ремнями, - так положено по инструкции во время посадки.

Вместе с Рукавишниковым Леонов участвовал в имитации приземления. В барокамере были промоделированы все условия. Оказалось: чтобы отстегнуть ремни и закрыть дырку размером с пятикопеечную монету советских времен, космонавтам понадобилось бы больше тридцати секунд. Сознание они потеряли намного раньше и уже ничего не могли сделать. Добровольский, видимо, что-то пытался предпринять - он успел сдернуть с себя пристежные ремни; увы, на большее времени не хватило.

Экипаж спускался на землю без скафандров. Такое решение принял лично Королев еще перед пуском «Восхода». Да и разместить в «Союзе» трех человек в скафандрах невозможно. Впрочем, и проблем с герметичностью прежде не возникало ни в одном из полетов «Востоков», «Восходов», беспилотных и пилотируемых «Союзов».

После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать в специальных костюмах. Срочно были разработаны рекомендации, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович Пацаев вошли в историю космонавтики как первый экипаж первой орбитальной станции «Салют». Героев-космонавтов похоронили у Кремлевской стены.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/aviakatastrofi-/article/2459

_________________
"... Звон колокольный здесь будит солнце
Что ж не сидится, что ж нам неймется?
Наша дурная башка будто вечный движок.
И нет покоя дорогам от наших сапог."

(с) Джем "Чет - нечет"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
X-FIRE
Юный историк
Юный историк

Возраст: 26
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 18.03.2009
Сообщения: 1249


СообщениеДобавлено: Пн, 13 Апр, 2009 20:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да.... Так подробно я не знал об этом....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
vadim_
Поэт форума
Поэт форума

Возраст: 57
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 06.02.2008
Сообщения: 891
Откуда: Москва


СообщениеДобавлено: Пн, 13 Апр, 2009 22:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бушуев Андрей(X-FIRE) писал(а):
Часто можно увидеть, как взлетает спутник с ракетой....

12 апреля в интервью представитель ЦУП-а сказал, что в этом году намечено 37 запусков ракет со спутниками. (Одна ракета может иногда выводить несколько спутников). Это не считая запусков союзов и прогрессов к станции Мир.
Теперь считааем, за 25 лет, с середины 60, по конец 80 было запущено ок. 2000 спутников серии Космос, примерно по 100 в год. Конечно, спутников стало меньше, но за счет компьютерных технологий, один спутник сейчас выполняет работу за 10.
Конечно, сейчас больше внимания уделяют экономической целесообразности, чисто на науку тратят меньше. Но активность есть. Просто о ней не пишут так как раньше. В начале 80-х каждый день в центральных газетах сообщалось как чувствуют себя космонавты и чем занимаются. Конечно, достоверность этих данных была невысокая, но зато, какая реклама!
Zoran писал(а):
Это я про то, что "Аполлон-13" вспомнили, а "Союз-11"

Вспомним, и Аполло-1, и Союз-1, и вспомним, что героев космонавтам зря не давали. Они это заслужили.

_________________
На СИ: http://samlib.ru/o/oprja_w_r/
Почта: vadim_opr@mail.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   Посетить сайт автора
Автор Сообщение
Вадим
Бета-координатор
Бета-координатор

Возраст: 53
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2044
Откуда: Правый берег США


СообщениеДобавлено: Пн, 13 Апр, 2009 22:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ёлка писал(а):
То-то у шаттлов все время куски обшивки отваливаются

Отваливается теплоизоляция с топливного бака, а не обшивка самого "самолётика" шаттла. Конструкция, которую достаточно легко исправить (по сравнению с шаттлом), так как к шаттлу это не имеет отношение - лучше "клеить" изоляцию к баку, например, чтобы лёд не накапливался и не отталкивал её от корпуса (последний случай с Endeavour). Куски с шаттла отваливаются только от внешних ударов по шаттлу (Columbia и Endeavour), но поправьте меня, если я не прав, бронетехнику в космос даже россияне не запускают, не тянут современные носители "лишней" массы, удар есть удар.

Zoran писал(а):
"Союз-11" кто вспоминать будет? Ребята из NASA?


Я, наверное, на этом форуме наиболее близок к "ребятам из НАСА", по крайней мере в списаном шаттле я бывал, на космодроме кеннеди тоже, даже кусок термоизоляции от шаттла у меня где-то дома завалялся Smile
Вспоминаю:
1960 - взрыв Р-16 на испытаниях. Погиб маршал Неделин, от 76 до 126 человек погибших по различным источникам.
Валентин Бондаренко, сгорел при испытании искуственной кислородной атмосферы. Информация засекречена и трое американцев погибли в наземных испытаниях Аполло-1 в аналогичных условиях.
Союз-1, который должен был бы быть Союзом-2 или 3, но поскольку Союз-1 в автоматическом полёте аварийно сошёл с орбиты (срочно переименован в Космос-133), а второй Союз-1 бахнул прямо на стартовом столе и официально номера не получил, то этот третий первый Союз.
Так что "третий" Союз-1 - отказ парашутной системы, сразу обоих парашутов. Какой-то работяга просверлил теплозащиту, и заделал дыру куском стали. Корабль пришлось сажать досрочно, из-за поломок. При посадке заплатка испарилась и парашуты оказались повреждены. Владимир Комаров, погиб от удара, сгорая заживо, всё это время по радио прощался с женой и благодарил партию и правительство на русском разговорном языке за отправку его на сыром аппарате в попытке увязать полёт к первому мая.
Союз-11, о котором Zoran уже писал, как в том анекдоте - "мы не дураки, ночью на солнце полетите". Поскольку у Аполло было три члена экипажа, то и соввласть отправила троих, не глядя на то, что трое в спускаемом аппарате скафандрах не помещались. Полетели на солнце ночью, то есть полетели втроём без скафандров. Разгерметизация при спуске - три трупа в спортивных костюмах в спускаемом аппарате. Отправляя предыдущий Союз в такой же конфигурации, Королёв просил прощения у экипажа и говорил, что он человек подневольный. Тому экипажу повезло, следующему - нет. Больше "ночью на солнце" не летали.
Через четыре года у одного из Аполло при посадке произошла разгерметизация на высоте 15км. Практически такой же клапан выравнивания давления, что и у Союза-11. Экипаж успел одеть кислородные маски - высота была ниже, чем у Союза-11. На чужих ошибках никто по прежнему не учился.
Союз-18-1, он же Союз-18А, отказ третьей ступени, баллистический суборбитальный полёт и аварийная посадка. Экипаж жив, пережив перегрузку в 20же.
Союз-Т10-1, он же Союз-Т10А, пожар первой ступени на стартовом столе. Экипаж катапультирован по ручному сигналу с наземного ЦУПа, не пострадал.

Кстати, чтобы вы не думали про ребят из НАСА, фамилии Комаров, Добровольский, Волков и Пацаев, а так же Гагарин написаны на мемориальной плите в горах на горе Хадли в Лунных Апенинах (миссия Аполло-15).


Последний раз редактировалось: Вадим (Вт, 14 Апр, 2009 06:29), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Prorok
Дварх-полковник
Дварх-полковник

Возраст: 54
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 520
Откуда: Moscow


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 00:21    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добротно собранная и постоянно обновляемая А.Аникеевым из г.Курска база данных:
Пилотируемая космонавтика в цифрах и фактах.
Также интересны там статьи (и по ссылкам внутри них) в разделе "Моё мнение по поводу".

_________________
Жизнь прекрасна, если не вспоминать о прошлом и не думать о будущем.


Последний раз редактировалось: Prorok (Вт, 14 Апр, 2009 00:43), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Ёлка
Дварх-капитан
Дварх-капитан

Возраст: 54
Пол: Пол:Женский

Зарегистрирован: 28.09.2006
Сообщения: 141
Откуда: Москва


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 00:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да какая разница, с топливного бака или с самого шаттла. кстати, последние разы отваливалось от шаттла, они еще выходили в открытый космос осмотреть место удара.
Несколько раз - и все одно и тоже - вот что ужасно.
Несколько раз на те же грабли. И совсем недавно.
А все - на Марс !!! Готовы!!!
За людей страшно.

_________________
И это пройдет...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Вадим
Бета-координатор
Бета-координатор

Возраст: 53
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2044
Откуда: Правый берег США


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 05:19    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ёлка, легко говорить, сложно сделать.

Отваливается только от носителя-топливного бака, плитка на самом шаттле сама по себе без внешних механических повреждений не отваливалась, по крайней мере не приводила к катастрофе. Если мне не изменяет склероз, я помню, что в НАСА говорили, что отпадение отдельной плиточки не особо вредит живучести. Я, конечно, могу ошибаться, но всё, что я помню - было результатом попадания в термоплитку куска изоляции с топливного танка. По оценкам в Колумбии с крыла снесло кусок размером с семнадцатидюймовый монитор.

А с топливного бака или с самого самолётика разница огромная - топливный бак не используется повторно, он сгорает в атмосфере, так что каждый запуск это новая модель. Переделывать многоразовый шаттл и сделать новый бак по изменённой спецификации это огромная разница.

Не так уж сложно найти информацию о том, что было рассмотрено и что было сделано с каждым падением куска "пенопласта". После первых двух запусков с носителя убрали окраску - пол-тонны убрали и уменьшили потенциальную массу обломка. Оказалось, что изоляция с внешним слоем не уменьшает вероятность образования обломка, только делает обломок тяжелее. Полностью убрать изоляцию нельзя - носитель полный сжиженого газа просто разнесёт в клочки без изоляции. И если не разнесёт, то всё так обледенеет, что обломки льда будут прошибать шаттл насквозь, в отличии от повреждения термоплиточек. После Колумбии протестировали "клей", и обнаружили, что проблема и не столько в "клее" - разваливается сама изоляция, "клей", то есть соединение пены и корпуса чаще всего держит. Любая попытка изменить или армировать изоляцию, равно как и добавить какие-либо щитки, может увеличить массу каждого куска и/или либо добавить дополнительные слабые места в изоляцию (и увеличить вероятность катастрофы), но и требует долговременного тестирования (по тем же причинам).

Принципиально эту проблему для крылатого кораблика, типа шаттла, который сидит на носителе сбоку, можно решить только переходом на другой тип топлива (не сжиженый кислород-водород), но это задача на десяток лет, и не факт, что новый носитель будет безопаснее, скорее всего нет, учитывая, что этот тип топлива совершенно безопасен с экологической точки зрения (результат сгорания - чистая вода).

А если учесть, что шаттлы планируется вывести из обращения к 2010-му (с возможностью продления до 2014-го с более медленной частотой полётов), то понятно, что разрабатывать принципиально новый носитель для шаттла никто не будет. Да и вероятность того, что случилось с Колумбией мала - разница в температуре на кромке крыла или носу и других поверхностей самолётика может быть порядка тысячи градусов. Повреди "пенопласт" боковую поверхность крыла вместо более горячей кромки, возможно Колумбия летала бы до сих пор.

Кстати - процедура визуального осмотра шаттла на орбите камерами МКС или собственными камерами и лазерами с помощью канадарма - тоже добавлена после Колумбии. Ну и ЗИП для ремонта там тоже есть. Изоляция на готовом баке с определённого момента тестируется терагерцовым "радаром". После Колумбии на всех шаттлах были обновлена термозащита. К сожалению, это не даёт стопроцентных гарантий. Но делается всё, что возможно.

А новая система Арес/Орион/Альтаир по некоторым оценкам от десяти до сотни раз более безопасна, чем современные шаттлы. Идеальной космической техники не бывает, конечно, пусть даже оценки сильно преувеличены и она только чуть-чуть более безопастна, но по крайней мере, катастрофы типа Челледжера или Колумбии им не грозят, всё учтено, в том числе положение орбитальгого модуля наверху носителя, и ударопрочная защитная сеточка вокруг орбитера, которая отбрасывается вместе с последней ступенью носителя. Если что-то будет, то это будет что-то до сих пор не случавшееся. Тестирования этих систем уже проводятся, а первый орбитальный полёт запланирован на 2014-й год.

Так что не надо про те же грабли. Делают всё, что могут, просто в отличии от некоторых, инженеры НАСА вынуждены делать это не в воображении для абстрактного понятия, а в реале для нехилого количества конкретных железяк, а это налагает некоторые ограничения, в том числе и по времени - долгое это дело.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Ёлка
Дварх-капитан
Дварх-капитан

Возраст: 54
Пол: Пол:Женский

Зарегистрирован: 28.09.2006
Сообщения: 141
Откуда: Москва


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 07:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наши кораблики к МКС регулярно летают...
Вот только что опять полетели и вернулись. И ничего не отваливается по несколько раз.

Может рецептом клея поделиться с NASA? Если разведка спереть не может... Smile Smile Smile
Рецепт прост: плюнуть надо сначала и произнести русское особое заклинание - ну его все знают в разных вариантах!!! Который вариант верный - не скажу, пусть поэкспериментируют!!!

Нет, понятно, что все можно объяснить. Но при таком положении дел "готовы на Марс!" - нонсенс.
Надо бы объединить усилия. Exclamation
Очень хочется узнать, что там, на Марсе!!!

_________________
И это пройдет...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Gregor
Дварх-адмирал
Дварх-адмирал

Возраст: 39
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 28.01.2008
Сообщения: 1094
Откуда: Чита


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 11:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ёлка писал(а):
Наши кораблики к МКС регулярно летают...


Если мне не изменяет память, наши используют другой тип топлива, который довольно токсичен. А в НАСА, как сказал Вадим - кислород-водород.

_________________
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
(с) Омар Хайям
_____________________
Злостный Оффтопер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Жорег До'Урден
Дварх-полковник
Дварх-полковник

Возраст: 31
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 21.01.2009
Сообщения: 543
Откуда: Из мрачной обители тёмных эльфов


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 11:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Gregor писал(а):
Если мне не изменяет память, наши используют другой тип топлива, который довольно токсичен. А в НАСА, как сказал Вадим - кислород-водород.

Использовали бы они такой же как у нас высотоксичный вид топлива - глядишь и клей бы догадались получше придумать, они же об экологии заботятся

_________________
Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм. (с) Джордж Оруэлл
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение [ скрыт ]
Автор Сообщение
X-FIRE
Юный историк
Юный историк

Возраст: 26
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 18.03.2009
Сообщения: 1249


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 12:17    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну это псевдонаучная болтовня(извините:если бы а кабы).... Насчёт клея-уж не ПВА они свои шаттлы с плитками склеивают.....Не видели кадров с кораблей, где отвалилась изоляция....Там половина, приклееная к шаттлу осталась, а вторая отвалилась из-за перегрузок....Вопрос: А в клеи для плиток ли дело?..Может дело именно в плиточном материале?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Вадим
Бета-координатор
Бета-координатор

Возраст: 53
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2044
Откуда: Правый берег США


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 14:42    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ёлка писал(а):
Но при таком положении дел "готовы на Марс!" - нонсенс.

Блин, ну не на шаттлах же они собираются лететь, неужели так сложно сообразить, что если у шаттлов срок к следующему году выходит, то шаттлы таки не есть великое светлое будущее штатовской астронавтики? Люди, включите логику хоть на секундочку, а? Новый орбительный модуль Орион от Локхид-Мартин предполагается как универсальный и повторно используемый (до десяти посадок). В лунной комплектации он называется Альтаир/Орион (спускаемый аппарат для Луны, Орион остаётся на орбите луны, по той же схеме, как с ЛМ и Аполло), потенциально предназначен и для марсианских экспедиций тоже, там даже вариант спуска в надувных мешках возможен. Ко всему прочему есть корабли Лебедь и Телец, коммерческие корабли класса Прогресса, компаний Orbital Sciences и SpaceX, под многомиллиардным контрактом с НАСА, предназначеные как раз для замены/помощи Прогрессам.
Никаких шпионских страстей не надо, идёте в гугл и всё находите.
Ёлка писал(а):
Надо бы объединить усилия.

С чем, простите? Со столь же древними, как шаттл, Союзами-Протонами, на которых далеко не уедешь, места в них мало? С полусгнившим Бураном? С Клиппером, который в очередной раз благополучно отменили? У всех есть планы, где же Роскосмос? У НАСА в планах ТРИ типа кораблей (два из них коммерческие). У европейцев есть свой вяло живущий проект - альтернатива Ориону - CSTS. Немцы (DLR) в том числе и что-то своё делают (ATV). Естественно, что все эти корабли совместимы по стыковочным узлам, а многие - по носителям. Во всяком случае Орион можно (по слухам) на французских носителях пускать. Да хоть на Энергии, было бы желание и время сделать переходник. А с Роскосмосом объединить усилия можно только когда они пошевелятся, европейцев с их CSTS Роскосмос обломал. Во всяком случае европейцы с ними хотят объединить усилия, но что-то не очень могут, поэтому пока объединились в немецком проекте ATV evolution (кстати - очень интересный проект - с двумя стыковочными узлами из нескольких ATV можно делать мини-космические станции на пару человек) с марсианской програмой НАСА. И европейский ExoMars (программа Aurora) предназначен для марсианской мисии НАСА. У японцев есть проект H-II, более дешёвый и более простой и более объёмный, чем Прогресс. Да, блин, даже китайцы и индусы разрабатывают корабли нового поколения! Роскосмос же работает именно в режиме "вот только что опять полетели и вернулись, и ничего не отваливается по несколько раз", проедает советское наследство. Потому, кстати и не отваливается, что корабли одноразовые.
Бушуев Андрей(X-FIRE) писал(а):
Может дело именно в плиточном материале?

Именно в материале, эту плиточку (которая чёрная, высокотемпературная, на нижней поверхности шаттла которая, чёрное это внешний укрепляющий каркас), мизинцем проткнуть можно. Это пена из стекла. Если у вас есть материал получше - срочно патентуйте и качайте бабки. Он должен иметь такой-же или меньший коэффициент теплопроводности, чем пенистое боросиликатное стекло, иметь такую-же или меньшую массу, и при этом большую прочность к разнообразным типам нагрузок. И не разрушаться при использовании, корабли-то многоразовые. Переклеить все плитки на новый тип дело не сверхествественно сложное, после Колумбии это уже делали на всех шаттлах, но делать это после каждой посадки просто никакого времени не хватит. Так что вперёд, дерзайте, разрабатывайте, хорошая теплоизоляция нужна будет ещё долго после того, как последний шаттл в музей отправят.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
WingLion
Хирург-майор


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 24.08.2006
Сообщения: 460
Откуда: St.Petersburg 30.05.1966-9.04.2013


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 16:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Gregor писал(а):
Если мне не изменяет память, наши используют другой тип топлива, который довольно токсичен. А в НАСА, как сказал Вадим - кислород-водород.

Господи... Хотя бы почитали где-нибудь сначала, на чем НАШИ летают, а потом не пороли бы подобную чушь!
а У Шаттлов первая ступень - твердотопливная (т.е. говоря по-русски они летают на бочках с порохом)

Наши пилотируемые корабли на токсичном дереме не летают!

_________________
Говорят, что добро - это свет,
а зло - это тьма.
Но, каждый физик знает,
что Солнце - это абсолютно черное тело.
А абсолютно белое тело никогда не излучает
и не поглощает свет.
Оно может только отражать чужой...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   Посетить сайт автора
Автор Сообщение
Gregor
Дварх-адмирал
Дварх-адмирал

Возраст: 39
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 28.01.2008
Сообщения: 1094
Откуда: Чита


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 16:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не рычи, Крыльв. Smile
Если не прав - признаю себя дураком.

Выложи хоть материальчик, для понижения общего уровня космической неграмотности

_________________
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
(с) Омар Хайям
_____________________
Злостный Оффтопер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Вадим
Бета-координатор
Бета-координатор

Возраст: 53
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2044
Откуда: Правый берег США


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 17:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

WingLion, бустеры - твердотопливные, а основной бак LH+LOX, так что не надо тут рычать. У Союза-ФГ все три ступени керосиновые.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Ёлка
Дварх-капитан
Дварх-капитан

Возраст: 54
Пол: Пол:Женский

Зарегистрирован: 28.09.2006
Сообщения: 141
Откуда: Москва


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 18:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В науке, в разработках надо объединить усилия... Авось совместно подумав...

Какие люди непонятливые пошли - то древность с древностью объединять думают, то шуток про клей не понимают.
А про особое русское заклинание хоть поняли??? Или написать пару вариантов???

_________________
И это пройдет...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
X-FIRE
Юный историк
Юный историк

Возраст: 26
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 18.03.2009
Сообщения: 1249


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 18:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Можно написать-авось кто-то не понял, и прросто стесняется в этом признаться....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Iwan
Поэт форума
Поэт форума

Возраст: 54
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 27.05.2008
Сообщения: 329


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 18:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вадим писал(а):
Бушуев Андрей(X-FIRE) писал(а):
Может дело именно в плиточном материале?

Именно в материале, эту плиточку (которая чёрная, высокотемпературная, на нижней поверхности шаттла которая, чёрное это внешний укрепляющий каркас), мизинцем проткнуть можно. Это пена из стекла. Если у вас есть материал получше - срочно патентуйте и качайте бабки. Он должен иметь такой-же или меньший коэффициент теплопроводности, чем пенистое боросиликатное стекло, иметь такую-же или меньшую массу, и при этом большую прочность к разнообразным типам нагрузок. И не разрушаться при использовании, корабли-то многоразовые. Переклеить все плитки на новый тип дело не сверхествественно сложное, после Колумбии это уже делали на всех шаттлах, но делать это после каждой посадки просто никакого времени не хватит. Так что вперёд, дерзайте, разрабатывайте, хорошая теплоизоляция нужна будет ещё долго после того, как последний шаттл в музей отправят.

По поводу термопокрытия Бурана:
Теплозащита
Элементы (типы) теплозащиты "Бурана"
Раскрой плиток теплозащиты ОК "Буран"
И по поводу отваливания теплозащитных плиток. В реальном полете теплозащита с честью выдержала все испытания: было потеряно только 6 (!) плиток.
Типичное количество повреждений теплоизоляции на американских шатлах после каждого полета полсотни-сотня (иногда и больше)

_________________
Если ничего для себя не усложнять, то все вокруг оказывается простым и понятным.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Вадим
Бета-координатор
Бета-координатор

Возраст: 53
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2044
Откуда: Правый берег США


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 19:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ёлка писал(а):
А про особое русское заклинание хоть поняли??? Или написать пару вариантов???

Зачем. Даже Голливуд об этом знает, в кино Армагедон. Заклинание плюс волшебная кувалда.
А вообще-то проблема не научная, она инженерная. Можно кооперироваться с техникой, для этого и сделаны совместимые стыковочные узлы. А в новых разработках и так кооперация.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Вадим
Бета-координатор
Бета-координатор

Возраст: 53
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2044
Откуда: Правый берег США


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 19:41    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Iwan, прошу прощения, ошибся. Чёрные плитки на грани крыла шаттла это таки углерод-углеродный композит. А вот те, куда ударил кусок теплоизоляции на Колумбии как раз кремниевые. Так что ничем принципиально особенным плитки Бурана не отличаются от плиток шаттла. Мне особенно нравится этот кусочек:
Цитата:
Как видно из таблицы, материал ТЗМК-10 превосходит зарубежный аналог Li-900 по пределу прочности при растяжении, а ТЗМК-25 легче Li-2200 на 30 %, что для космических объектов весьма существенно.

Прочность на растяжение? Перпендикулярно плоскости? Смеяться можно? По крылу Колумбии был нанесён удар, в лучшем случае растяжение паралельное крылу и плиткам, а в худшев - вообще сжатие. Где в космосе или при торможении будут возникать силы пытающиеся оторвать плитку в перпендикулярном направлении??? ТЗМК-25 легче Li-2200 на 30 %? Зато ТЗМК-10 тяжелее Li-900. Да и то, что начиная с 1981 года LI900 и LI2200 заменены на FRCI-12, которые гораздо легче LI2200 (на 50%, не на 30!), было успешно забыто! Красота.

И давайте смотреть правде в глаза - один тестовый полёт и десятки лет полётов реальных это всё-таки разные статистики по отклеиванию плиток. Кстати, НАСА утверждает, что в среднем 50 плиток нужно менять. При чём не обязательно потеряных, а в том числе и замененых для ремонта в связи с накоплеными повреждениями, обратите внимание.
Цитата:
An average of 50 tiles are replaced after each mission, either due to handling damage or accumulated repairs.


Последний раз редактировалось: Вадим (Вт, 14 Апр, 2009 20:22), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
WingLion
Хирург-майор


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 24.08.2006
Сообщения: 460
Откуда: St.Petersburg 30.05.1966-9.04.2013


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 19:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вадим писал(а):
У Союза-ФГ все три ступени керосиновые.


керосин-кислородные, однако... и токсичность у них, можно сказать, нулевая,
иначе керосин не продавали бы в магазинах, как топливо для керосинок во времена,
когда еще не было всеобщей газификации.

А на токсичном топливе у нас пускают только непилотируемую технику.

Вадим писал(а):
а основной бак LH+LOX


Это ведь не зашифрованное "H2+02"?

_________________
Говорят, что добро - это свет,
а зло - это тьма.
Но, каждый физик знает,
что Солнце - это абсолютно черное тело.
А абсолютно белое тело никогда не излучает
и не поглощает свет.
Оно может только отражать чужой...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   Посетить сайт автора
Автор Сообщение
Вадим
Бета-координатор
Бета-координатор

Возраст: 53
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 01.02.2008
Сообщения: 2044
Откуда: Правый берег США


СообщениеДобавлено: Вт, 14 Апр, 2009 19:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

WingLion писал(а):
керосин-кислородные, однако... и токсичность у них, можно сказать, нулевая,

Близка к нулю, особенно в последнее время. Сера там всё-таки содержится, и керосинки не есть показатель, достаточно вспомнить флегматизатор на базе свинца для автомобильного бензина. Продавали, а потом свинец в крови у детей. Да и дело не в токсичности всё-таки, а в удельном импульсе, который меньше, чем у жидкого водорода. Водородную ракету не переделать в керосиновую - не потянет.

WingLion писал(а):
Это ведь не зашифрованное "H2+02"?

Это Liquid OXigen+Liquid Hydrogen. Хохма в L - замораживать надо, теплоизоляцией обкладывают, которая потом отваливается и крылья бьёт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  

Показать сообщения:   
Ответить на тему    Список форумов Ветер Фантазии -> Поздравления Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group.
Theme Designed By Arthur Forum