Добавлено: Чт, 17 Мар, 2005 17:06 Заголовок сообщения: К вопросу о "русском фэнтези", Бабе-Яге, etc.
Не так давно на нескольких форумах мною было вывешено объявление о том, что детство и юность Бабы-Яги в литературе были впервые описаны в моем рассказе "Баба-Яга" (1996), изданном на бумаге в 2000 году в журнале "Звездная дорога":
Ответы не замедлили явиться. Лейтмотивом было: "Это все несерьезно. Кто ты такой? Это сто раз было описано до тебя."
На что я естественно ответил: "Покажите хоть один пример."
Вот с примерами вышла заминка. Реальных произведений, где детство и юность Бабы-Яги действительно были описаны, нашлось всего два. Книга Марины Вишневецкой и рассказ Алексея Гравицкого. Оба вышедшие в свет после 2000 года. Заявления, что юность Бабы-Яги была описана в армянском эпосе и в "Тысяче и одной ночи", но под другими именами, я считаю, по меньшей мере не серьезными. Это как в одесском анекдоте: "Правда ли, что Рабинович машину в лотерею выиграл? Да, правда, но не Рабинович, а Абрамович, не выиграл, а проиграл, не в лотерею, а в карты и не машину, а сто рублей".
Не серьезными я считаю и апелляции, дескать, еще в тысяча восемьсот энном году в тульской губернии мещанин Арсений однажды в сердцах назвал свою благоверную супругу Елизавету молодой бабой-ягой, о чем засвидетельствовал судебный пристав Петр Иванович Задунайский. Я говорил об исключительно литературном описании юности Бабы-Яги. Причем под юностью Бабы-Яги я имел в виду юность не Белоснежки, Золушки, Шехерезады или кого-то еще, кого при большом желании можно отожествить с Бабой-Ягой, а именно Бабы-Яги, как конкретного персонажа русского (славянского) эпоса. Таким образом искать ее можно только в русской литературе, и, возможно, в литературе других славянских народов, у которых именно этот образ тоже присутствует. У других же народов Бабы-Яги просто нет. Так же, как у нас нет Эпифании, а наш Дед Мороз - это не Санта Клаус и не Бабо ди Натале.
Кстати знаменитая "Маленькая баба-яга" Отфрида Пройслера не является описанием юности Бабы-Яги по той же причине. Отфрид Пройслер сложил замечательную сказку о юной немецкой ведьме, которая в оригинале так и называлась "Die kleine Hexe" ("Маленькая ведьма"). Нарицательное "баба-яга" поставил один из переводчиков. Замечу, нарицательное "баба-яга", что к образу непосредственно Бабы-Яги имеет отношение не более близкое, чем анекдотический Чапаев к реальному командарму.
Итак, выяснилось, что у нашей фольклорной Бабы-Яги до последнего времени в литературе не было ни детства, ни юности, ни молодости. Почему же так получилось? Я попытался найти ответ на этот вопрос.
Первоначально Баба-Яга - это одно из действующих лиц славянского эпоса. Любой эпос всегда имеет множество противоречий и белых пятен. Такова жизнь. И герои любого эпоса очень редко прослеживаются от рождения и до смерти. И это естественно. Значительная часть жизни даже самого интересного реального человека всегда бывает малоинтересной. А эпос - это в какой-то степени отражение реальной жизни, но только интересных ее мест. В данном случае получилось так, что Баба-Яга присутствует только в роли старухи. Так получилось, и я в этом совершенно не виноват.
Из эпоса Баба-Яга попала в народные сказки, которые в XIX-XX веках были переработаны и переложены на современный русский язык великими мастерами слова того времени, за что им поклон и благодарность. Поверьте, далеко не каждый народ (даже из числа, т.н. цивилизованных) может похвастать таким богатством. Во всех этих сказках Баба-Яга выступает уже как канонический образ с заданным набором атрибутов. Это старая злая уродливая ведьма, не лишенная (временами) добрых чувств. Менять эти атрибуты - это идти поперек канонического образа, что само по себе чрезвычайно сложно (и, самое главное, не нужно) для жанра сказки.
Давайте подумаем, как вообще могла быть описана молодость и юность Бабы-Яги? Если это просто история о молодой девушке, то возникает резонный вопрос: "При чем здесь Баба-Яга?" То есть, в качестве истории о юности Бабы-Яги можно рассматривать только такую, где в конце она становится именно такой уродливой злой ведьмой, каковой мы ее знаем. Но основным и неотъемлемым свойством русской сказки является победа добра над злом, торжество справедливости и адекватность наказания. То есть, если в начале сказки Баба-Яга была хорошей девочкой, а в конце превратилась в чудовище, какая же это сказка? Если же она была плохой девочкой, а превращение в чудовище - это наказание (причем в конце сказки и навеки), то это тоже будет что угодно, но не русская сказка. Потому что, повторяю, наказание в русских сказках всегда было адекватным и направленным на искоренение зла, как такового, но никак не на его культивирование. Максимальным членовредительством над злым персонажем (если ему, конечно, оставлялась жизнь) было "вырывание ядовитых зубов" (например, усечение волшебной бороды). А так чтобы в конце сказки злой персонаж был изуродован и выпущен на свободу, дабы сам страдал и мог мстить людям дальше - это для русской сказки полный нонсенс.
Так что, если уж хотелось описать юность Бабы-Яги в классическом сказочном каноне, оставалось сделать двойной переход "девушка => грехи => старая уродливая ведьма => искупление грехов => снова девушка". В принципе, такая сказка существовать могла. Но остается главный вопрос: "Зачем?" Отсутствие такой сказки о Бабе-Яге является ответом. Никаких причин писать такую сказку не было. Слишком уж это сложно для сказочного канона, да и по большому счету идет поперек эпоса.
Это были классические русские сказки, где подспудно для детского сознания подразумевается, что все, сказанное в сказке, - это правда, но очень давних времен. В сказках, сложенных в ХХ веке, появились и другие мотивы. Появились сказки, где классические сказочные герои врываются в наше время, или наоборот наши современные дети оказываются в классической сказке. Но и здесь каноны оставались канонами. Бабу Ягу можно было сделать не очень старой ("Новогодние приключения Маши и Вити"), совсем не злой ("Там на неведомых дорожках"), но для рассмотрения именно молодости и тем более детства этого образа (с обоснованием всем известного сказочного "финала" - страшная ведьма) никаких резонов не было.
В принципе, логически продолжая движение по пути Маши и Вити (кстати, героев очень хорошей телесказки, в детстве любимой и мною), можно было бы написать и сказку о Бабе-Яге – девочке, которую пионеры наставили на путь истинный. И, возможно, она была бы также неплоха, но так или иначе ощутимого развития подобная тема не получила. Возможно, просто не успела.
"А фэнтези?" - может быть, уже спросил достопочтенный читатель. Вот я как раз до него дошел. Дело в том, что фэнтези - это очень молодой жанр. Появился он только во второй половине ХХ века. А "русское фэнтези", как сказка для взрослых, где действие происходит в наших краях с использованием наших эпических и сказочных образов, но сюжет не ограничивается канонами сказок для детей, так вот, "русское фэнтези" появилось только в девяностых годах ХХ века. Это сейчас кажется, что книг по этому жанру (причем большей частью не самого высокого качества) всегда было море. На самом деле совсем нет, и это легко проверить.
Не надо вспоминать по этому поводу "Понедельник начинается в субботу". Это не фэнтези, и тем более не "русское фэнтези". Это оригинальная научная фантастика с допущением волшебства и сатирическим уклоном. Понимаю, с этим моим утверждением можно долго и нудно спорить, но дело не в этом. Как бы то ни было, описания юности Бабы-Яги у братьев Стругацких тоже не было.
Но вернемся к русскому фэнтези. Как я уже упоминал, зародилось оно в начале девяностых, когда с одной стороны стало ясно, что взрослый народ России нуждается в сказках, и русский фольклор в качестве базы не хуже кельтского, а с другой - намного упростилась процедура издания востребованной литературы. Родились идеи русского фэнтези сразу у нескольких людей. У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже. Кто-то раскручивался, кто-то нет. Но вернемся к Бабе-Яге. Как только появился запрос на сказки для взрослых, где старые сказочные каноны теряли силу, "юность Баба-Яги" выплыла на поверхность, и стала тем сюжетом, который так или иначе должен был реализоваться.
Я не скажу, что если бы я этого не сделал в 1996 году, то по сей день юность Бабы-Яги оставалась бы в тени, или, упаси Боже, что все, кто описал ее после меня заимствовали мою идею. Вовсе нет! А неопубликованный еще на бумаге рассказ Алексея Гравицкого "Ягодка" мне от души понравился. И, надеюсь, не опубликован он только пока.
Я только говорю, что на поприще создания образа юной Бабы-Яги, мне, по всей видимости, посчастливилось быть первым, чему я искренне рад, и чем не менее искренне горд. Конечно же, не без улыбки. А вообще, думается, рассказ, в котором, как это не забавно звучит, впервые предложена версия детства и юности такого большого эпического образа, как Баба-Яга, заслуживает по меньшей мере внимания. Или, быть может, именно Вы, достопочтенный читатель, сумеете опровергнуть столь беспардонное заявление, попутно вытянув из мрачных вод Леты чье-то еще более интересное творение?
(февраль, 2005)
http://forum.lgz.ru/viewtopic.php?t=1608
Добавлено: Чт, 17 Мар, 2005 17:24 Заголовок сообщения:
Баба-Яга в русской мифологии - все равно, что муха-дрозофила в генетике. Изучена вдоль и поперек, монографии да диссертации. После Проппа, посвятившего изучению повадок данного существа сотни страниц, "юность Бабы-Яги" воспринимается исключительно как шутка юмора.
*
Поправка: год рождения "русской фэнтези" - 1818. "Руслан и Людмила".
Зарегистрирован: 17.02.2005 Сообщения: 17 Откуда: Самара
Добавлено: Чт, 17 Мар, 2005 19:06 Заголовок сообщения:
Собственно, а какая разница? Я вот с ходу не вспомнил, где бы описывалась юность Бабы-Яги. Но на всезнание я не претендую.
А вообще Баба-Яга не злая, насколько я помню. Она скорее вредная. Хотя в разных сказках по разному.
Добавлено: Чт, 17 Мар, 2005 19:28 Заголовок сообщения:
Сергей Садов писал(а):
Я вот с ходу не вспомнил, где бы описывалась юность Бабы-Яги.
По функциям Баба-Яга приближается к
1) Богиням Судьбы античности.
2) Привратнику, связующему звену и стражу между Явью и Навью.
Ни в одном из мифов народов мира данные функции не исполняет молодая особа.
Сергей Садов писал(а):
А вообще Баба-Яга не злая, насколько я помню.
Баба-Яга, как показали исследования, четко функциональна. То есть не имеет "свободы воли". Ее решения и действия зависят от ряда факторов, среди которых главенствующими являются пол героя и соблюдение им определенных ритуалов (пример главнейшего из них - поесть у Яги, как только ГГ "причастится" пищей Нави, он становится "своим").
Добавлено: Пн, 21 Мар, 2005 15:22 Заголовок сообщения: Василий, меня удивить трудно, но
ты меня удивил.
До этого сие проделал никитинский Бабай.
Не обижайся, но неужели это московская аура такая? :)
VasVas писал(а):
Баба-Яга в русской мифологии - все равно, что муха-дрозофила в генетике. Изучена вдоль и поперек, монографии да диссертации. После Проппа, посвятившего изучению повадок данного существа сотни страниц, "юность Бабы-Яги" воспринимается исключительно как шутка юмора.
Я достаточно ясно сказал:
1) до вышеупомянутого моего рассказа литературное описание юности Бабы-Яги отсутствует.
2) после оного рассказа имеются единичные описания.
Таким образом, мой рассказ по всей видимости является первым описание юности Бабы-Яги.
То, что данному образу посвящены монографии, диссертации, и т.д., что имеется множество предположений о связи оного образа с другими образами, и прочие, и прочая - это все хорошо, но это не имеет к данному вопросу никакого отношения, если, конечно, не затрагивает литературное описание юности Бабы-Яги.
Если можешь показать, пожалуйста! Если нет, остается признать мое первенство в оном вопросе (или с надменным видом промолчать). Но грузить меня ссылками не из той оперы - дело бесполезное.
VasVas писал(а):
*
Поправка: год рождения "русской фэнтези" - 1818. "Руслан и Людмила".
Это тоже весьма спорный вопрос.
По моему скромному мнению - это все же продвинутая сказка.
То, что мы обычно понимаем под "русским фэнтези" родилось в конце восьмидесятых - начале девяностых ХХ века. И между этим самым и "Русланом и Людмилой" пропасть такая же, как между зверозубым ящером иностранцевией и млекопитающими кайнозоя.
А самое главное, мой тезис о первенстве в вопросе юности Бабы-Яги это тоже не опровергает.
Последний раз редактировалось: aliverdi (Ср, 23 Мар, 2005 12:14), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Ср, 23 Мар, 2005 11:18 Заголовок сообщения:
VasVas писал(а):
По функциям Баба-Яга приближается к
1) Богиням Судьбы античности.
2) Привратнику, связующему звену и стражу между Явью и Навью.
Ни в одном из мифов народов мира данные функции не исполняет молодая особа.
Все-таки иногда стоит перечитывать мифы.
История жизни практически любого языческого бога подразумевает рождение, детство и т.д.
Только у одних это хорошо прописано, у других - нет.
Припомни, кто там чей сын у греков? Теперь у скандинавов?
Кто-то, правда, родился взрослым. Но кто-то и нет. Если хочешь, я напомню, просто не хочу говорить тривиальности.
Кстати, это можно было почерпнуть и из моей статьи.
Далее, скандинавская Гуллвейг-Хейлд, исполняющая весьма схожую функцию, была когда-то молодой и красивой.
И не случайно в повести "Лукоморье" именно ее ре-инкарнацией выступает Баба-Яга.
VasVas писал(а):
Баба-Яга, как показали исследования, четко функциональна. То есть не имеет "свободы воли". Ее решения и действия зависят от ряда факторов, среди которых главенствующими являются пол героя и соблюдение им определенных ритуалов (пример главнейшего из них - поесть у Яги, как только ГГ "причастится" пищей Нави, он становится "своим").
Насчет ритуалов, они общеизвестны.
А насчет отсутствия "свободы воли", я бы порекомендовал глянуть "Понедельник начинается в субботу" об инстинктивности поведения водителей (поставили ему знак "объезд", он и едет ).
Последний раз редактировалось: aliverdi (Ср, 23 Мар, 2005 12:48), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Ср, 23 Мар, 2005 11:23 Заголовок сообщения:
Сергей Садов писал(а):
Собственно, а какая разница? Я вот с ходу не вспомнил, где бы описывалась юность Бабы-Яги. Но на всезнание я не претендую.
Извиняюсь, что ответил не сразу, но лучше поздно, чем никогда.
Вы на правильном пути, что хоть не спорите с очевидным, хотя и не сразу бросающимся в глаза.
"Какая разница?" - говорите. Да просто говорю о том, что именно я сделал первым.
Добавлено: Ср, 23 Мар, 2005 12:12 Заголовок сообщения: Re: А зачем?
Иар Эльтеррус писал(а):
А зачем? Кому это нужно? Не понимаю, если честно...
Объясняю:
1) Само введение образа молодой Бабы-Яги - это просто удачная лит. находка в свете нового времени. Нужно это читателям. Зачем это нужно? С таким же успехом можно спросить (и находились те, кто спрашивали ): "Зачем было писать поэму "Руслан и Людмила"? " Просто нужно, потому что интересно.
2) Уточнение момента, когда сей образ был создан, нужно литературоведам (если, конечно, они ответственно относятся к своему делу).
3) Уточнение имени автора, первым этот образ внесшего, в первую очередь нужно самому автору. Приятно, понимаете ли? Кроме того это нужно для торжества справедливого воздаяния каждому по заслугам его. Это уже может быть не понятно. Но тут я пас что-либо объяснять.
Последний раз редактировалось: aliverdi (Ср, 23 Мар, 2005 12:46), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 17.02.2005 Сообщения: 1404 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Ср, 23 Мар, 2005 12:16 Заголовок сообщения:
Что приятно, прекрасно понимаю. Вопрос в реализации. Почитаю рассказ, потом скажу как понравилось, пока судить не могу. Вот главу сегодня закончу, потом передых себе дам, можно будет и почитать. _________________ Жизнь - штука странная...
Добавлено: Ср, 23 Мар, 2005 23:33 Заголовок сообщения: Разрешите поучаствовать?
Надо распечатывать рассказ...
VasVas писал(а):
Поправка: год рождения "русской фэнтези" - 1818. "Руслан и Людмила".
Полностью согласна. Это для нас продвинутая сказка, а для своего времени был вполне себе боевичок-с на фольклорной основе.
Можете пинать меня ногами, но лукьяненковская Арина вне конкуренции. (С. Лукьяненко "Сумеречный дозор"). Все, пошла читать рассказ - интересно сравнить.
Поправка: год рождения "русской фэнтези" - 1818. "Руслан и Людмила".
Полностью согласна. Это для нас продвинутая сказка, а для своего времени был вполне себе боевичок-с на фольклорной основе.
Тут такое дело. У иностранцевии тоже были зубы почти как у современных хищников.
Но между ними пропасть.
Такая же пропасть между этой поэмой и современным русским фэнтези. (Как, впрочем, между пьесой "Сон в летнюю ночь" и фэнтези классической. ) В данном случае никто заслуг Пушкина не умаляет.
Когда первый вариант данной статьи был впервые вынесен на
обсуждение, я сразу столкнулся с презрительными советами горе-
критиков "почитать Проппа". То, что я уже читал, им как-то не
подумалось. Почему же я на него не сослался?
Дело в том, что выдающийся советский фольклорист Владимир Яковлевич
Пропп, хотя и действительно уделил большое внимание бабе-яге, но
сделал он это не к конкретному образу Бабы-Яги, а к совокупности
функций, которые этот образ несет. В этом состоит основа его метода.
Метода, безусловно, конструктивного, и давшего очень хорошие
результаты, но в данном случае неприемлемого, как неприемлемы
термодинамические методы для описания поведения одной молекулы.
Пропповская баба-яга не случайно пишется с маленькой буквы.
Собранная под этим термином совокупность функций помогает
просмотреть связь русских сказок с доисторическими ритуалами,
персонажами других народов, хорошо структурировать сказку, и т.д.
Кому интересно, может обратиться к первоисточнику. Но Баба-Яга -
это не только совокупность функций, но и цельный живой образ.
Рассмотрение же цельных живых образов методологическим аппаратом,
разработанным В.Я Проппом совершенно неприемлемо. Скажем, даже если
что-то в рассказах о Синдбаде-мореходе списано с похождений Одиссея,
это совсем не значит, что мы имеем право в какой бы то ни было мере
отожествить Синдбада с Одиссеем. Это разные персонажи, и оба этих
персонажа обладают собственной историей от рождения до старости и
воспринимаются людьми, далекими от профессионального изучения
фольклора, и особенно детьми, как вполне реальные живые люди. Точно
также воспринимаются дед Мороз, Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Каждый
из этих персонажей в неизвращенном детском сознании - это
единственная, неповторимая и совсем не схематичная личность. А любая
личность имеет собственную историю, где его рождение, детство и
юность могут оказаться "за кадром", как несущественные, но, тем не
менее, не выбрасываются полностью. Допускаются персонажи, родившиеся
сразу взрослыми. Как, например, Афина Паллада. Но это всегда
оговаривается, как некоторая странность. По умолчанию же никакая
странность никогда не предполагается, по меньшей мере, в виду того,
что наши предки в массе своей извращенцами не были.
И уж никак нормальное детское сознание не соотносит Бабу-Ягу
с "ипостасью Мокоши" и не затрудняет себя поисками происхождения
сего образа.
Более того, раз мы уж заговорили о работах В.Я Проппа, нельзя не
отметить имеющиеся там очевидные натяги, применительно к образу Бабы-
Яги. Например, В.Я Пропп пишет: "...запах Ивана есть запах человека,
а не русского. (...) Иван пахнет не просто как человек, а как живой
человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые
узнают живых по запаху. " Из этого выводится дополнительное
подтверждение тому, что Баба-Яга - мертвец. Если бы логика была
верна, то в сказке было бы так и сказано, не "русским", а "живым".
Не было никакого проку древним сказителям лукавить! Ларчик может
открываться много проще. Если Вам, достопочтенный читатель,
доводилось общаться с иностранцами из экзотических стран, то Вы
наверняка должны были обратить внимания на исходящий от них "чужой"
запах. Другой рацион, другие специи, другая парфюмерия, наконец,
другая расовая принадлежность. И в данном случае фраза сия скорее
может говорить именно об удивлении персонажа, как это русского в
такую даль занесло, а возможно и раздражение чужим (или ставшим
чужим) запахом. Признаюсь сразу, автором этой версии являюсь не я, и
она в той или иной форме неоднократно обсуждалась ранее.
Но в данном случае все это имеет очень отдаленное отношение к
рассматриваемому вопросу, а именно биографии конкретного персонажа -
Бабы-Яги.
(...)
Но вернемся к Бабе-Яге. Как только появился запрос на сказки для
взрослых, где старые сказочные каноны теряли силу, "юность Баба-Яги"
выплыла на поверхность, и стала тем сюжетом, который так или иначе
должен был реализоваться. Вот он и реализовался в данном рассказе и
его предложении - повести "Лукоморье". Более того, необходимо
отметить, что реализовался в максимальном приближении к общепринятым
параллелям. Так в "Лукоморье" Баба-Яга выступает ре-инкарнацией
скандинавской богини Гуллвейг (Хель), несущей по Проппу и Гюнтерту
(H. Guntert, "Kalypso. Halle", [1919]) функции богини мертвых и
схематически тождественной бабе-яге.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы