Форум Иара Эльтерруса
Текущее время Вт, 07 Май, 2024 14:22

Последний кольценосец.

 
Ответить на тему    Список форумов Ветер Фантазии -> Отечественная фантастика
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Автор Сообщение
nick wlady
Лор-лейтенант
Лор-лейтенант


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 17.03.2005
Сообщения: 38
Откуда: драгун-наемник, королевская и католическая армия Франции


СообщениеДобавлено: Чт, 28 Апр, 2005 16:09    Заголовок сообщения: Последний кольценосец. Ответить с цитатой

Кирилл Еськов, Последний кольценосец.
Добро – то,что способствуюет выживанию данной личности и/или вида в целом.
Зло – то, что препятствуюет выживанию данной личности и/или вида в целом.
Эти понятия абсолютны по своей сути – иначе любая жизнь, перепутавшая “плюсы на минусы” выжить не способна. Поэтому не может существовать неких абстрактных “сил зла” - они неминуемо сожгут себя сами. Поэтому же сам факт принадлежности того или иного персонажа фэнтэзи-романа к “темной стороне”, взятый отдельно, не делает его в моих глазах исчадьем ада.
Обратимся к знаменитой трилогии Толкиена – из приведенных выше аксиом следует, что действие там происходит в совершенно невозможном мире - попытка представить описанные события как борьбу сил “добра” и “зла” себя не оправдывает. Но все меняется, если представить эту реальность, как место столкновения двух цивилизаций, культур и народов, образ жизни одного из которых является полностью неприемлемым для другого.
Именно такую версию событий предлагает Кирилл Еськов в романе “Последний кольценосец”, книга, imho, вполне заслуживающая отлельного разговора.
Экологическая катастрофа, описанная в этом романе, имела место в текущей реальности – в древнем Вавилоне в таком-то году до нашей эры. И была вызвана теми же причинами – увлеклись ребята ирригационными сооружениями.
Или, знаменитые несметные рати Мордора. Сидят, эта значить, Фродо и Сем в кустиках у Минас Моргула, открываются, значить, ворота, и выходит, значить, армия Темного Властелина, ведомая королем-призраком, и выходит, и выходит, и нету ея конца, понимаешь. Проходит полчаса, проходит час, проходит два часа – армия все выходит. У обоих хоббитов повлажнели штаны Wink от выросшего уважения к Мордору. Рати идут, несметныя-а-а-а, несметныя рати? -- Хрена!

Легион в походном порядке растягивался на два километра. Десять легионов, пятьдесят тысяч человек растянутся на двадцать километров. Скорость колонны – пять километров в час. Шла обычная консульская армия, даже не пятьдесят тысяч душ, а тридцать-сорок. Учитывая плотность населения средневековой Европы, можно предположить, что в Шире народу было меньше.

Гарнизон средневекового замка составлял восемь-десять человек. Двадцать – это уже максимум. Если по берегу Андуина построить сеть таких замков, снабдить их казармами, складами оружия и продовольствия, и проложить между ними дороги, то войска можно быстро, и без обозов, перебрасывать из одной точки до другой, и идя налегке, без доспехов, орки придут отдохнувшими, и готовыми к делу. У обитателей закатного берега Андуина неприменно возникнет мысль, что рати Темного Властелина несметны, что они везде. Но эта практика замедлит продвижение войск вглубь территрии противника, эта практика означает, что при захвате новой территории на ней необходимо развернуть сеть замков и охраняемых дорог.

Между тем мордорский воин элементарно подчинялся приказам. Даже если иметь в виду не Еськова, а каноническую версию профессора – Темному Властелину, да не подчиниться! Будь рати несметны, то мордорская армия прошла бы по территории закатной коалиции и даже не заметила, что там что-то есть. Играючи. По моему скромному мнению, несметными были как раз рати закатной коалиции. Раннее средневековье, из ближнего леса может вылезти что угодно, а жаловаться в полицию бессмысленно, по причине даже теоретического отсутствия таковой. Поэтому копье – обычный предмет домашнего обихода, а местные мужички пашут землю повесив меч за спину. Вот только эта армия разбросана по деревням и заимкам. И пока народ не озверел от этого безобразия, и не оставив свои грады и пажити, не взялся за дело... В текущей реальности была такая же ситуация – знаменитая “битва шпор”, когда фландрские горожане, сами отковали оружие и доспехи и намяли бока нехилой армии профессионалов-рыцарей. Помните, как назгулы ворвались в Шир... или в Пригорье... нет, все-таки в Шир. Местные хоббиты реагировали быстро и грамотно.

Пример из текущей реальности: дворяне настаивали на исключительности права охоты не из спеси, или хамства, а по практическим понятиям – дабы не дать местным робин гудам опыта обращения с оружием – копьем и луком. Макиавелли в “Государе” считает охоту не блажью, а одной из обязанностей правителя.

Между тем обсолютно безграмотной является киноверсия Питера Джексона. Речь даже не о назгулах с мумаками. Я напомню только один эпизод из второго фильма – когда армия Сарумана идет по горной долине построившись в три каре. Первый же поворот или сужение долины – и эта орда встанет. Поэтому такие мелочи, как то, что их не десять тысяч, как следует из романа и фильма, а по меньшей мере, триста, и отсутствие флангового охранения – это уже мелочь.

Но не это главное. В этих двух романах сталкиваются, как любили говорить при старом режиме, два мира, два образа жизни, и две различные системы ценностей. Что лучше: простая жизнь в единении с природой, и простыми удовольствиями – Толкиен. Или путь знания и творчества, познать тайны этой природы, и научиться творить свою, подобную, или даже лучше – Кирилл Еськов.
Что думаете вы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
PG
Новичок
Новичок


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 09.05.2005
Сообщения: 11
Откуда: Москва


СообщениеДобавлено: Пн, 09 Май, 2005 14:50    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Взять чужое произведение и дописать к нему продолжение, которое не единой черточкой не противоречит сказанному в оригинале, но при этом переворачивает оригинал с ног на голову - это нужно недюжинный талант иметь.

Уважаю.

Я вообще люблю такие пендели. Например "Эмбер - Чужая игра" Шумила, или "Всё хорошо" Лазарчука. В последнем случае, пендель получился особенно изящным, ибо выполнен строго в литературном стиле оригинала, а это - дополнительное усложнение задачи.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Хлад
Забанен
Забанен


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 29.07.2006
Сообщения: 8


СообщениеДобавлено: Пн, 31 Июл, 2006 12:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

2 nick wlady:
Согласен с вашей оценкой "Кольценосца". Хорошая и интересная книга!
Относительно вашей фразы
Цитата:
Между тем обсолютно безграмотной является киноверсия Питера Джексона. Речь даже не о назгулах с мумаками. Я напомню только один эпизод из второго фильма – когда армия Сарумана идет по горной долине построившись в три каре. Первый же поворот или сужение долины – и эта орда встанет.


...читал я одну интересную статью ,верифицирующую этот идиотизм. Учитывая,что она сравнительно невелика,запощу её здесь:

Цитата:
Автор: Джаггернаут aka Семнадцать отвратительных енотов. Текст со страницы {http://www.juggernotes.com/}
------------------------------------
"Властелин Колец" как книга про Нелюдь.
------------------------------------
В общем, написал я это, как фильм "ВК:ВК", что в переводе с сокращённого означает "Властелин Колец: Возвращение Короля", отложился у меня в мозгах. Конечно, к тексту Леонида Каганова можно добавить ещё с десяток столь же язвительных наблюдений, но с этим фильмом ясно - лет через двадцать-тридцать его переснимут. Ведь упустили возможность сделать приличный фильм - читай: в в тоталитарном стиле, когда каждая мелочь вылизана, и не нужно, блин, возмущаться тем, что орки, осуществляющие ночное форсирование водной преграды, приказывают "тише!" и держат зажжённые факелы.

Итак, что такое нелюдь? Нелюдь - это человек, который ведёт себя по отношению к другому человеку так, как этот другой от него совершенно не ожидает. Всё. Так как человек по природе своей не склонен ко злу, то неожиданные добрые поступки должны быть совсем уже какими-то сверхдобрыми, чтобы занести совершившего их в нелюди. Хотя и такое возможно{1}.

Далее. Почему книга Толкиена оказалась востребованной? Это не бестселлер, чего уж там. Проработка бэкграунда, проделанная JRRT, конечно, впечатляет (Профессор породил новый архетип, которому фэнтези следует до сих пор - Поход за Артефактом), но это не замена приличному действию или хотя бы живым персонажам, а не тем paperdolls, которые показаны во "Властелине Колец".

Сама фэнтези как жанр уже существовала до Профессора. Не хотите, чтобы я ссылался на Льюиса с его Нарнией, ладно - сошлюсь на Говарда. Авторский Конан-варвар, кстати, при всей своей примитивности персонажам Толкиена даст сто очков вперёд, да и сама эволюция варвара в правителя - много более интересная тема, чем прикладная металлургия (расплав Кольца, если кто не понял шутки). Однако Толкиен Конана опосредованно отформатировал по самое не могу, и бедолага-варвар в книгах "последователей Говарда" так и бегает теперь за магическими артефактами, отвлекаясь исключительно на еблю. Извините мой французский.

Так вот. Имхо, Толкиен оказался востребован потому, что он издал книгу про нелюдь как раз после того, как эта нелюдь своё мурло показала. Толкиеновская нелюдь в его мире комильфотна, легитимна и неизбежна, это не аберрации мира Хайбории, которые оптимист Конан в конце концов вырежет. А в реальном мире нелюдь носила молнии в петлицах. Двойные. Ага, СС.

Европу, простите, потрясло, что культурный, вымытый и пахнущий одеколоном Фриц или Отто может прийти в дом к такому же культурному европейцу и устроить там такое, до чего не додумались бы даже газетные русские варвары. И с этим теперь надо было жить. А жить с этим можно двумя способами: либо честно объяснить самому себе, как такой Фриц ухитрился появиться а) вообще, б) в доме культурного европейца; либо обозвать Фрица нелюдью, животно пугаться его художеств и начать с ним бороться. Уже с мёртвеньким, конечно.

Что из этих двух путей было выбрано, думаю, объяснять не стоит.

Так что эльфы и орки были манной небесной. Вон оно, Средиземье. Хорошо проработанное. И там тысячи лет орки и эльфы друг дружке бошки сносят. Межвидовая война, вроде той, под которую Адольф раскручивал свой поход на восток. Ничё, жить можно. Гэндальф выручит.

Кстати, если кому-то интересно, почему у нас не появилось ничего подобного в книжной форме, то ответ на поверхности: у нас всё это было в натуре, причём советское образование, советская пропаганда и советская базовая доктрина сделали всё, чтобы те выверты, которые у нас происходили в XX веке, более или менее разумно (не обязательно правильно) объяснить. То есть "нелюдь" вне ругательного эпитета у нас не была востребована, потому как помянутый Фриц был в конечном счёте "прислужником террористической диктатуры крупного капитала", молодцы батьки Махно - "разгулом мелкобуржуазной стихии", а следователи-"колольщики" - "перегибами на местах". Оркам тут места не находилось.

Теперь о нелюди немного подробнее. Сперва об эльфах. "Сильмариллион", им посвящённый, я рассматриваю как неудачную попытку показать, что эльфы "что-то делали", потому что во "Властелине Колец" это пришибленный бессмертием народец, который на всё уже забил - оно и понятно, если бы эльфы во "Властелине Колец" воевали всерьёз, а не прятались по своим Дюнкеркам, сюжет пришлось бы перекраивать напрочь, и мораль о маленьком человечке оттуда бы ушла.

Эльфы вообще в "ВК" нужны только затем, чтобы олицетворять добро. А настоящее добро со злом не борется, это зло борется с добром, а добро просто есть. Вот эльфы его и олицетворяют всю книгу, разве что Леголас, ренегат и делегат, ввязывается в драку. Однако его без ущерба для сюжета можно было заменить человеком, в отличие от Гимли.

Я думаю, что у любого русского читателя "ВК" тот же Боромир (я не имею в виду его экранное воплощение) вызывает много большую симпатию, чем у западного. Боромир совершил один из немногих человеческих поступков в книге, за что и получил по полной программе. Но. Если Кольцо обладает такой *абсолютной* силой, если вся заруба между тамошними богами окончилась тем, что человек не может *ничего* сделать (и Фродо не смог, сломался), а дырка, облитая золотом, может сделать с ним *всё*, так нах этому миру вообще существовать, с точки зрения человека? Чтобы полубог Гэндальф мог таинственно заводить глаза к небу и надеяться на лучшее? У нас, по крайней мере, за пультами запуска ракет, которые могут превратить планету в выжженный шар со стеклянными проплешинами в пепле, сидят люди, такие же, как мы с вами, а не благословлённые Гэндальфом супермены с романтическим взором. Тем более не Валар.

Когда в конце фильма средиземский эквивалент "Титаника" отплывает за горизонт, возникает естественный вопрос - нах было стараться? Оставили детишек в песочнице, спасибо. Это ведь полный вперёд - не верить, а знать, что местные боги *точно есть*, но сеанс общения с ними и всеми, кто может подтвердить их существование (эльфами), вполне вероятно, закончен. Это означает, что религиозная и этическая системы будут развиваться независимо друг от дружки, по крайней мере на тамошнем Западе, и наши тоталитарные секты по сравнению с тем, что со временем появится в Средиземье, просто отдыхают.

Кстати, об этике. О войске мертвецов. Я что-то как-то вспомнил, что в фильме акценты несколько смещены. Вот книжная история. Некое горское племя обещало встать на сторону, так сказать, добра в той самой заварушке, где Саурону ампутировали палец. Вожди поклялись на Чёрном Камне, привезённом из благополучно утопленного Валар за непослушание Нуменора, но потом это дело задвинули. В ответ Исилдур их проклял. Ещё до того, как надыбал Кольцо. Племя - всё племя, а не армия! - "медленно угасло среди бесплодных холмов", чтобы потом явиться в качестве засадного полка под командованием отдалённого потомка Исилдура, который ещё считает себя вправе взывать к их совести и неисполненной клятве. Так. Знаете, когда из-за благостной истории о победе добра вдруг выглядывает такое вот *мурло*, думаешь, что лучше уж орки...

Теперь о хоббитах. Я долго думал, зачем они там вообще нужны. Потом догадался - только затем, чтобы место у параши не досталось людям. Ведь гномы от средиземской иерархии юбер- и унтерменшей стоят в стороне, потому что обитают в иной экологической нише, и как именно она им свернула мозги - это большая и отдельная тема. А хоббиты разделяют ареал обитания с людьми, но уступают людям в любой деятельности, для них значимой, за исключением кидания камней на меткость. Если бы хоббитов не было, Кольцо в Ородруин пришлось бы бросать человеку - деревенскому дурачку, иначе мораль опять пропадает начисто. Однако принадлежность к одному и тому же биологическому виду недоеденного Горлумом слюнявого идиота и короля Элессара эту мораль тоже компрометирует. Так что лучше упирать на скрытые достоинства ма-а-а-аленьких жалобных хоббитов. Почему на скрытые? Потому что других нет.

Орки. Злыдни. Вот как они получаются. Есть такое понятие - "национальный обычай", которое рождается исключительно благодаря взаимодействию внешнего наблюдателя с людьми помянутой национальности. Для меня мыть руки в проточной воде, а не в наполненной раковине - нормальное безальтернативное поведение, а для какого-нить приезжего немца это "национальный обычай".

Человек, оказавшийся в незнакомой национальной среде, воспринимает её как угрожающую из-за непривычности (тут чисто количественное понятие, не надо сразу присваивать мне звание "проповедника ксенофобии" или "параноика"). Так как число раздражителей в ней велико, и человек не может отсмотреть их все по отдельности, он вынужден их классифицировать. Классифицировать непривычности в реальном времени он может только по признакам воспроизводимости и организованности. Разделы этой классификации впоследствии закрепляются на бумаге и называются "национальными обычаями". "Вон плывёт первый большевик, он сейчас будет играть на балалайке. Все большевики играют на балалайке, это их национальный инструмент" (с).

Так вот. Определение. Орки - это раса, в которой все "национальные обычаи", видимые внешнему наблюдателю, заточены на причинение неприятностей таковому. Внешнее уродство тут не главный признак, хотя некоторые "находки" создателей фильма вызвали у меня откровенное омерзение - скажем, фраза "время людей ушло, время орков настало", произносимое очевидной жертвой напалма (портрет которой использует как юзерпик {doppel_herz}). Знаете, это в рейхе второй половины 1930-х такие фильмы должны были снимать: про носатого комиссара, который, прихлёбывая из стакана кровь христианского младенца а-ля Харконнен, вещает "время арийцев ушло, время жидов пришло". И пейсы на ветру вьются. Однако немецкие инженеры человеческих душ себя уважали больше, чем новозеландские. И я не только про Леночку Рифеншталь говорю, а и про тех, кто, скажем, снимал "Еврея Зюсса".

Пример орочьей гнусности. Глубокий рейд разведгруппы на вражеской территории с захватом пленных - это когда Боромира мочканули. Потом отход, так как всех захватить не удалось, и любой вменяемый командир обязан предполагать, что вскоре все местные гарнизоны всполошатся. И какой-то товарищ в разведгруппе начинает внаглянку обсуждать приказы ("а не сожрать ли нам пленных?"). Если мне хотят сказать, что в аналогичной ситуации в человеческой разведгруппе (с поправкой на меню) такому *не* снесли бы голову на раз...

Ладно, если уж топтаться по фильму... Орки там намного *цивилизованнее* всех остальных. Почему? Да потому, что цивилизованность некоторого сообщества разумных существ есть способность этого сообщества к совершению упорядоченных, сложных и разнообразных действий. А вовсе не радость при виде нового стирального порошка и не ношение одежд попугайских расцветок.

Весь военный идиотизм, показанный в "ВК" (во второй и намного больше в третьей части фильма), в конце концов переходит в качество, и я его для себя объяснил тем, что в фильме человеческая раса показана на этапе деградации. Многое они ещё помнят, КАК сделать, но уже не помнят, ЗАЧЕМ это было надо. Примеры навскидку: чистое поле вокруг города-крепости - простите, а жрали они что? Повесили всё снабжение столицы на внешнюю торговлю и обозы, и это в угрожаемый войной период? Никаких полос препятствий между предмостными укреплениями и крепостью вообще нет. Специально, чтобы противнику можно было и накопиться, и развернуться... Тяжелобронированные всадники на лошадях, у которых всей защиты - налобник. Другие всадники, кидающиеся в лоб на глубокий строй урук-хайской тяжёлой пехоты с длинными пиками - ага-ага, у Гэндальфа оказалось лазерное оружие, но идиотизма самой атаки это не отменяет. Атака на боевых мастодонтов опять-таки в лоб ("we'll take them head-on!" - неплохая эпитафия королю Теодену; жаль, старик до паровозов не дожил, вот бы порадовался), и дюжина тактических единиц разогнала нахер по полю несколько тысяч всадников - простите, даже я знаю, что надо было выделить группу отвлечения, которая играет с динотериями в пятнашки, в то время как остальные обходят их с флангов и продолжают вырезать бегущих орков. Это, простите, классика. Да и вообще атака на осаждающих выглядела верхом глупости - там проще было простым маневрированием оттянуть пол-армии на охрану тыла и обозов, чем вязнуть в пехотном строю. Те, кого осаждали, тоже отличились, не удосужившись заранее пристрелять свои мангонелы по ориентирам в поле, чтобы вынести орочьи катапульты с первого залпа. Вопли в фильме "Нам нужно больше обломков!", то есть они не подготовили заранее снаряды единого веса и формы, а стреляли в ответ обломками, получившимися после попаданий вражеских снарядов по родному городу... Терапевтически такое не лечится. Атака Фарамира в конном строю на развалины с засевшими в них орками - это вообще, что?! Даже если бы кавалеристы доскакали до пункта назначения, что они собирались делать дальше? Стаскивать снайперов за ноги под средиземский эквивалент песни "По полю танки грохотали" в исполнении приблудного хоббита?

Несомненный признак сползания в варварство - когда дети единоличного правителя задействованы в разведрейдах. То есть выучить наследника на полководца уже не получается. Лодки плывут по реке, с них видят две агромаднейшие статуи, причём статуи с руками, вытянутыми вперёд... Даже того мизера, который я знаю из сопромата, уже хватает, чтобы сообразить - для возведения таких чудес нужны и материалы, и математическое обеспечение, которые с уровнем человеческой цивилизации, показанном в фильме и книге, категорически не стыкуются.

В книге у орков присутствует такое понятие, как личный номер - даже в случае чисто армейского применения это уже указывает на степень цивилизованности, несравнимую с той, что у людей и эльфов. Кольцо, чем бы оно ни было на самом деле, никто не старается *понять* - только уничтожить или присвоить. Все фичи, которые хоть немного отличаются от мечей и копий, есть гадость. В фильме это даже виднее, чем в книге. Я понимаю, что Профессор был гуманитарием, причём жил в такое время, когда техника наиболее заметно использовалась для убийства людей, отсюда и отношение... Но в нашу эпоху это отношение выглядит безумием, потому что мы уже создали очень сложную систему взаимозависимых технологий, да ещё в условиях ограниченности ресурсов. Извлекать из-под её обломков будет уже некого.

Продолжать можно ещё очень долго, вплоть до иезуитских вопросов по эффективности сельского хозяйства хоббитов - как глубоко вспашет землю существо ростом в метр с кепкой, а если оно парится с мотыгой, сколько времени у него останется на поддержание культурки с деревенскими карнавалами и трактирами...

Только вот не надо упрекать меня в том, что я придираюсь к детской сказке. Детские сказки по четверти века не пишут, да и по востребованности своей "ВК" уже давно перешагнул порог всех и всяческих сказок. И в наше время это произведение - скорее яд, чем лекарство.
------------------------------------
1. Скажем, именно поэтому русских не считают за людей представители тех народов, которые больше всего обязаны русской доблести и/или снисходительности.{Назад.}

_________________
Империя зла, Империя очень зла!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Тульник
Новичок
Новичок

Возраст: 43
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 25.11.2006
Сообщения: 24


СообщениеДобавлено: Пт, 02 Мар, 2007 23:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

книга в самом деле недурна! И идея показать все эту войну глазами проигравшей стороны просто великолепна. Никогда не любил эльфов. Особенно таких мудрых, добрых и великих как и Толкиена. Кстати наткнулся в свое время на очень, на мой взгляд , глубокий анализ всей трилогии. Для интересующихся выкладываю

....Мда, и вот что в ответ "К сожалению, вы достигли максимального общего объема закачанных файлов - 5 Байт" Где здесь логика? Так что пишите в личку, кину на мыло.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение   Посетить сайт автора

Показать сообщения:   
Ответить на тему    Список форумов Ветер Фантазии -> Отечественная фантастика Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group.
Theme Designed By Arthur Forum