Форум Иара Эльтерруса
Текущее время Чт, 28 Мар, 2024 14:30

Нестандартность мышления.

 
Ответить на тему    Список форумов Ветер Фантазии -> Каминный зал
Предыдущая тема :: Следующая тема  

Автор Сообщение
Orbb
Дварх-майор
Дварх-майор


Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 18.02.2010
Сообщения: 355


СообщениеДобавлено: Вт, 23 Янв, 2018 10:27    Заголовок сообщения: Нестандартность мышления. Ответить с цитатой

Нестандартность мышления.




23 марта 1919 года на VIII съезде РКП(б) Владимир Ильич высказал свою мечту:
«Если бы мы смогли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов,
снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете,
что пока это — фантазия), то средний крестьянин сказал бы;
«Я за коммунию» (т. е. за коммунизм)».
Но в 1922 г. тракторов в СССР еще не было.
До 1917 года было закуплено за границей и завезено в Россию около 1500 тракторов.
гражданская война внесла коррективы в их количество.
В том памятном 1922 году партийное руководство Запорожской губернии
связалось с начальством завода «Красный прогресс» – крупнейшего промышленного
предприятия в Кичкасском уезде Запорожья и поставило задачу: стране нужны тракторы.
Много. Необходимо наладить производство в самые сжатые сроки.
А сейчас надо оговориться:старой,дореволюционной технической интеллигенции в руководстве
завода не осталось. Ее вообще на заводе не осталось. Революции и гражданские войны
даром не проходят... Кто-то из «бывших» угодил в расстрельный подвал, кто-то эмигрировал
от греха подальше, кого-то кровавый вихрь гражданской занес на другой конец страны...
В общем, ни одного старорежимного инженера.
Однако – нужны трактора! Идите и работайте! О результатах докладывать еженедельно!
Работяги поскребли в затылках. И осторожно поинтересовались: а что это такое, трактор?
Как примерно выглядит и для чего предназначен?
Ну да... Не производились в царской России трактора в таких количествах, чтобы быть
известными всем и каждому, – единичные, опытные экземпляры. Конского поголовья хватало...
И закупались за границей считанные единицы – ни одна из тех единиц до Кичкасса не доехала.
Заводик (не так давно именовавшийся «Южным заводом общества А. Копп») после военной
разрухи только-только задышал, спасибо нэпу – и сложнее корпусов для керосиновых ламп
и станин для швейных машинок пока что ничего не производил. А тут сразу трактор...
Партийное руководство в вопросах тракторостроения было более подковано – они трактор,
по крайней мере, видели. Один раз. Мельком. В кинохронике. Объяснили, как умели,
словами и жестами.
Понятно, покивали работяги. Сделаем.
Проект, чертежи, расчеты? Ах, оставьте... Нам, как говаривал лесковский Левша,
мелкоскопы ни к чему, у нас глаз пристрелямшись...
Технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер
при поддержке запорожского Губметалла стали строить первый оригинальный трактор.
Его строили без каких-либо чертежей, по эскизам, набросанным карандашом,
из случайных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой.
И они сделали! Без чертежей и мелкоскопов!



За две недели до назначенного срока на заводском дворе стоял трактор,
получивший гордое имя «Запорожец». Опытный экземпляр – концепт,
как принято ныне говорить.
Вид концепт имел самый фантастичный. И не менее фантастично был устроен...
Хотя к стим-панку отношения не имел: двигатель стоял все-таки не паровой, –
внутреннего сгорания. Но и в дизель-панк никак не вписывалась чудо-машина,
про детище Рудольфа Дизеля товарищ ничего не рассказывали запорожским левшам.
А то бы они сделали...
Как известно, двигатели внутреннего сгорания делятся на два класса:
карбюраторные и дизельные. Ни к той, ни к другой категории стальное сердце
«Запорожца» не относилось. Как так? А вот так. Ноу-хау. Уникальная разработка.
Прототипом послужил сломанный одноцилиндровый двигатель «Триумф»,
десять лет ржавевший на заводском дворе и лишившийся многих деталей.
Изобретать утерянное заново кичкассцы не стали, упростив конструкцию до предела.



Не дизель – там воздушно-топливная смесь воспламеняется сама, от сжатия,
здесь же имело место внешнее воспламенение (каким именно способом – отдельная песня).
Но и не карбюраторный – карбюратор, как таковой, напрочь отсутствовал.
И топливного насоса не было – горючее самотеком поступало из высоко расположенного бака,
и смешивалось с воздухом прямо в цилиндре.
Какое именно горючее? А вот попробуйте угадать.
Керосин? Мимо...
Дизельное топливо, в просторечии солярка? А что это такое, спросили бы левши,
слыхом не слыхавшие о Рудольфе Дизеле.
Мазут? Не то, но уже теплее...
Кто сказал: Аи-92? Двойка!
«Запорожец» работал на нефти. На сырой. Ни крекинга, ни очистки – что из скважины течет,
то и в бак. Дешево и сердито.
Про дизайн кабины рассказать? Не стану. Кабины не было. Кабина, по большому счету,
излишество, никто еще от дождя не растаял. Жесткое металлическое сидение под
открытым небом, вынесенное далеко назад, тракторист сидел на нем,
как птичка на жердочке, – ничего, работать можно. Ни одной педали – ни газа,
ни сцепления, ни тормоза, – штурвал, и всё.
Однако склепать механического уродца, ничего не смысля в технических дисциплинах,
лишь начало. Но попробуйте-ка заставить заработать свое детище – поехать, поплыть,
полететь.
Так вот – ЭТО работало! ЭТО вполне бодро ездило – и ездило, и ездило, и ездило,
и ездило... Потому что остановиться не могло. Никакого намека на коробку передач и
на сцепление – вал двигателя наглухо соединен с колесами, вернее,
с одним ведущим задним колесом, «Запорожец» был трехколесным. Хочешь остановиться –
перекрой топливный кран и заглуши мотор, других штатных способов нет.
Но завестись будет ох как непросто... Зато удобно – заправка на ходу,
и трактористы-сменщики на ходу сменяют друг друга, благо скорость всегда одна и та же –
чуть меньше четырех километров в час. Для того и сидение вынесено назад,
за пределы трактора, – чтобы, сменяясь, не угодить невзначай под колесо.
И никаких простоев техники. Вечно пашущий трактор – с одного поля на другое,
третье, четвертое, а там уж и плуг пора менять на борону, затем на сеялку...
Почти вечный двигатель.
Как завестись, если вдруг заглохнет? Да, это непросто... Стартера с аккумулятором нет,
Понятное дело; вообще нет никакой электрики (фары – на основе керосиновых ламп).
Но и заводную ручку придется крутить не сразу. Зажигание смеси в нем происходило
от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали
до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр,
охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки
одной десятины расходовалось 1,5 пуда черной нефти и 5 ведер воды.



Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус,
предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и
баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа
их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам
передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи.
Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда,
в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый
регулятор изменения числа оборотов.
Фантастика... Бластер, скованный феодальными оружейниками. Глайдер,
выпорхнувший из стен каретной мастерской.
А ведь среди них был гений – там, на Кичкасском заводе...
Гений, имя которого мы никогда не узнаем...
Потому что у гениев есть – среди прочего – две особенности: невероятная,
прямо-таки мистическая интуиция и не менее мистическая удачливость...
Дедал и его полет... Миф или отголосок реального события? Примитивный планер или
дельтаплан вполне можно было построить в средние века, и даже раньше,
в античности, – материальная база позволяла. И строили, и прыгали с обрывов и колоколен,
и ломали ноги, и разбивались насмерть... Успешно полетел Лилиенталь –
понятия не имея об аэродинамике и множестве других необходимых для полета дисциплин.
Интуиция и удачливость. Гениальность...
Был гений и на «Красном прогрессе», иначе не выкатился бы «Запорожец»
с заводского двора. Даже с места бы не тронулся.



Работу же на такой несложной машине, как «Запорожец»,
мог легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней
как за «механической лошадью». Протокол испытаний опытного образца
(лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем,
расходующим около двух пудов черной нефти на десятину,
при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли
в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день
(в зависимости от глубины вспашки)
И поступил новый партийный приказ: запускаем в серию!
Это тоже фантастика... Какие только странные устройства не породила за века
человеческая фантазия. Однако – на бумаге, в чертежах. В лучшем случае –
пара опытных экземпляров. Но чтобы десятками, сотнями... Не бывает. Фантастика.
Но запустили! И наклепали за три года несколько сотен!
Более того – не разорились, невзирая на весь волюнтаризм затеи!
Продукция исправно находила сбыт, спрос даже превышал предложение, –
как-никак «Красный прогресс» стал всесоюзным монополистом. И сельхозартели,
и товарищества по совместной обработке земли, и сельские коммуны
(колхозов еще не было) желали приобрести чудо-технику.
И даже зажиточные крестьяне, проще говоря, кулаки, – наивно надеялись,
что бухаринский призыв «Обогащайтесь!» относится к ним тоже,
и записывались в очередь на приобретение заветного трактора.
«Запорожец» решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и
моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции.
Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года.
Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. Путь почти в 90 верст
от села Кичкаса «Запорожец» проделал своим ходом без малейших поломок.
В пути следования для крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка
земли «механическим конем»...
«Соревнования «Запорожца» первого выпуска и гусеничного трактора «Холт»
Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии
осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины
земли при четырехвершковой глубине «Запорожец» в среднем тратил около 30 кг нефти.
Трактор «Холт» — 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора
применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и
тяговых усилиях госзавод №14 удостоился Почетного диплома I степени.
Спрос на трактор марки «Запорожец» был большой.
Особенно он возрос после испытаний,
проведенных вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года.
Вспашку десятины земли «Запорожец», уже имевший 16 л. с.,
заканчивал на 25 минут раньше.
При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзод» сжигал 36 кг керосина.
По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного коллеги.
Программой-максимумом предполагалось довести к 1924—1925 годам
выпуск «Запорожцев» до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий
сложился не в пользу «Запорожца». Победило направление массового производства.
К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки,
перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.
На тракторе «Запорожец» №107, например,
тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно
работал с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор,
узлы и детали надежно спрятал. После освобождения.
«Запорожец» пришел на помощь разоренной земле.
Не думаю, что покупка кого-либо разочаровала. Во-первых, сравнивать было не с чем.
Во-вторых, управиться с «Запорожцем» было лишь чуть сложнее, чем с кувалдой:
получасовой предпродажный инструктаж – и рули, пока нефти хватит. Наконец,
исключительная надежность, – при отсутствии сервисных мастерских и
магазинов запчастей качество весьма важное. А поломки, которые все же случались,
мог устранить любой сельский кузнец. Нынешние автомобилисты, морально и
материально измученные автосервисом, хорошо могут представить,
каково ездить на машине, где сломаться ПРОСТО НЕЧЕМУ. Мечта...
И вот ситуация: в стране идет подготовка коллективизации и индустриализации,
Госплан верстает планы первой пятилетки. Механизация сельского хозяйства не забыта,
в числе первоочередных задач. Идут переговоры с лидерами американского тракторостроения:
с компаниями «Форд» и «Катерпиллер», закуплены опытные образцы –
технические специалисты (настоящие, высокого уровня) их вдумчиво изучают,
проводят полевые испытания, прикидывают, лицензию на производство
каких машин купить для Краснопутиловского завода в Ленинграде.
Все обстоятельно, все по плану.
А тут весть из глухой провинции, из задрипанного Мухосранска: а мы трактора вовсю уже делаем!
И по всей стране продаем!
Технические специалисты и причастные к делу ответственные товарищи из
Тракторной комиссии ВСНХ, мягко говоря, удивились. Сначала не поверили,
но весть подтвердилась. Отправили гонца на «Красный прогресс»:
ну-ка, товарищи прогрессивные новаторы, что вы тут наизобретали? Может,
ну их, капиталистов-кровососов, своими силами и техническими идеями обойдемся?
Так вот же он, трактор, по двору катается! Гонец впал в легкий ступор, не поверил:
трехколесное ЭТО – трактор?! Трактор. Пашет, сеет, жнет. Покупать будете?
Да нет, нам бы пакет технической документации для изучения... Ась? Что за пакет?
Зачем он нам? Мы по первому образцу все делаем, размеры – вот они, измеряйте, записывайте...
(На самом деле серию лепили не по первому образцу, по второму.
Первый торжественно отправили в подарок Ильичу, в Горки.)
Легкий ступор гонца сменился глубоким шоком...
Хотите верьте, хотите нет: никакой проектной документации после двух лет производства НЕ БЫЛО!
Даже минимального комплекта чертежей – не было!
В архивах сохранился письменный запрос краснопутиловцев, не поверивших гонцу.
(Да и как в такое поверить?! Запил в провинции по-черному, не иначе...)
Пришлите, дескать, товарищи, чертежи для изучения.
И гордый ответ «Красного прогресса»: нам чертежи с мелкоскопами ни к чему, у нас глаз пристрелямшись...
Той же осенью, когда проходила московская выставка, еще один трактор "Запорожец",
построенный в Кичкасе, был представлен на первой Всеперсидской
сельскохозяйственной выставке в Тегеране.
Советский Союз охотно принял в ней участие, получив приглашение
тамошнего правительства.
Уже в Тегеране рабочий Картавцев по просьбе посетителей выставки
запускал двигатель "Запорожца", садился за рычаги управления и
демонстрировал работу трактора возле павильона. Однажды он выехал в поле.
После вспашки восторг присутствующих был неописуем.
Трактором особенно интересовались местные крестьяне. Они ходили за ним,
словно дети, плотно оцепив "чудо-машину" живым кольцом.
Так "Запорожец" стал первой сельскохозяйственной машиной,
которая появилась на полях Персии. Его, а также некоторые другие
советские экспонаты наградили золотыми медалями, почетными грамотами,
дипломами. Отечественная промышленность получила солидные заказы.
Для молодой Страны Советов это, разумеется, было крайне важно как с экономической,
так и с политической точки зрения.
Что было потом? Потом – пятилетка, конец нэпа и относительно свободного рынка:
выпуск «Запорожца» свернули волевым начальственным решением.
В планах нет, так и нечего тут...
Потом были вновь построенные или перепрофилированные тракторные гиганты –
Сталинградский завод, Челябинский, Харьковский... Была плеяда отечественных,
оригинальных тракторов, переплюнувших западные аналоги.
А трудяги-«Запорожцы» так и пыхтели на своей сырой нефти до самой войны,
а кое-где и после нее – чему ломаться, если ломаться нечему? –
но в конце концов все попали в переплавку.
Осталась легенда. Несколько сотен машин – на огромную страну капля в море.
Мало кто видел первый советский трактор воочию, мало кто на нем работал.
И рассказы про вечно пашущий трактор со сменяющимися на ходу трактористами
передавались из уст в уста, обрастая самыми фантастическими подробностями...





- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Взято тут: https://cont.ws/@totkto/826087

_________________
Желание жить без дураков в нашей стране, можно расценивать как призыв к геноциду
(с)Cobra
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение  
Автор Сообщение
Zvezdniy
Дварх-полковник
Дварх-полковник

Возраст: 37
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 11.02.2008
Сообщения: 669
Откуда: Из Барнаула


СообщениеДобавлено: Вт, 23 Янв, 2018 15:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как обычно, впереди планеты всей ) К слову о волшебной силе русской редукции изощренных европейских усложнений - в простое и практичное. Пожалуй, наиболее примечательный и востребованный и поныне общий принцип.
_________________
Я есть тот, кто я есть
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение [ скрыт ]
Автор Сообщение
VICTOR
Бета-координатор
Бета-координатор

Возраст: 33
Пол: Пол:Мужской

Зарегистрирован: 12.05.2011
Сообщения: 2563
Откуда: Украина, Киев(точный номер вселенной не скажу)


СообщениеДобавлено: Вт, 23 Янв, 2018 15:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Конечно были в СССР и трактора, и комбайны.
_________________
Четыре планеты Веги совершенно безжизненны...
В две тысячи сто двенадцатом году начал эксплуатироваться на трассах Земля — Сириус, Земля — Фомальгаут.
http://www.astronet.ru/db/msg/1222187/sect33.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение [ скрыт ]

Показать сообщения:   
Ответить на тему    Список форумов Ветер Фантазии -> Каминный зал Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group.
Theme Designed By Arthur Forum